Илья Золкин о премьерах театра имени Моссовета и не только…

Опубликовано 25.07.2018 в разделе В театр! | Москва


= Второй сезон Государственный академический театр имени Моссовета начал без художественного руководителя. В предыдущем сезоне, за несколько дней до сбора труппы, свой земной путь окончил народный артист РСФСР Павел Хомский (30 марта 1925 - 6 сентября 2016), долгие годы, с середины 70-х, после смерти Юрия Завадского, возглавлявший легендарный театр. Но у него остался директор, талантливый, мудрый менеджер Валентина Панфилова. И есть триумвират из трех режиссеров - Юрий Еремин, долгие годы работавший помощником Хомского, а также Андрей Кончаловский и Сергей Юрский. Представить одного из трех этих режиссеров главным художественным руководителем сложно, потому что каждый из них ведет свою, отличную друг от друга режиссерскую политику. Поэтому все главные вопросы в театре второй сезон решает директор. Надо сказать, что Валентина Тихоновна с блеском и гордостью руководит огромным коллективом, а сам театр стабильно ведет свою славную, но достаточно тихую, без резких взлетов и падений, жизнь.  

 

В этом сезоне театр имени Моссовета отмечал свой  95-летний юбилей, который ознаменовался бенефисами его ведущих артистов. Хотя официально бенефис народной артистки РФ Ольги Остроумовой, отметившей свое 70-летие, в родном театре пока не состоялся, потому что премьера спектакля «Путешествие с тетушкой» по мотивам романа Грэма Грина с ее участием на малой сцене (сцена «Под крышей») назначена на новый, 96-й, театральный сезон. Постановщиком спектакля является режиссер-дебютант Михаил Левитин младший, сын Ольги Михайловны от Михаила Левитина, ныне художественного руководителя театра «Эрмитаж». Получается, что это его «проба пера» в серьезном театре благодаря тому, что он осилил грандиозный роман, а театр нашел деньги на постановку.  

 

Народная артистка России Ольга Остроумова

 

Однако, странное дело, свой юбилей Ольга Остроумова все-таки отметила на сцене театра имени Вл. Маяковского. Именно там при поддержке продюсера Леонида Робермана прошел ее вечер, на котором она получила поздравления от знаменитых артистов театра и кино, музыкантов, Олега Митяева, Юрия Стоянова. И, конечно же, с поздравлением выступил, назвав необыкновенной свою жену, единственной в своем роде и уникальной, Валентин Гафт. При этом удивило то, что коллег по театру имени Моссовета в зале не было. Разве что пришла его директор Валентина Панфилова со своим сыном. 

 

Что касается другого бенефиса, то народная артистка РФ Валентина Талызина в этом сезоне, наконец, получила новую роль и сыграла премьеру  в конце декабря. Режиссер Сергей Виноградов, по совместительству артист театра имени Моссовета, выпустил спектакль «Васса» по пьесе Алексея Горького «Васса Железнова». Его премьера была приурочена к 150-летию со дня рождения великого писателя. Конечно, Васса Железнова – один из таких образов, который приходит на ум, когда нужно задействовать в главной роли возрастную актрису. Вот и Валентина Илларионовна не обошла его стороной. Надо признать, что за последние годы она мало играла ролей в стенах родного театра, в который пришла в 1958 году по окончании ГИТИСа.  

 

Народная артистка РСФСР Валентина Талызина

 

 

Так, в 2000-м она выходила в роли Анны Фирлинг  в спектакле «Мамаша Кураж и ее дети» в постановке Павла Хомского. Потом была «Мораль пани Дульской» польского драматурга Габриели Запольской в постановке того же режиссера. Этот спектакль с ее участием шел не долго, так как актриса поссорилась с Ольгой Кабо, и в роли Дульской стала выступать Татьяна Бестаева. Затем была «Свадьба Кречинского» Александра Сухово-Кобылина, где она сыграла не самую выразительную роль – тетку Анну Антоновну Атуеву, но зато в прекрасном актерском ансамбле с Анатолием Васильевым, Александром Леньковым, Евгением Стебловым. Именно в этом сезоне этот спектакль покидает моссоветовскую сцену. Ходили слухи, что его закрывают по причине нездоровья Анатолия Васильева, играющего роль Кречинского: у него возникли проблемы с сердцем и потянуть серьезную роль (три часа на сцене!) ему сложно. 

 

- Какие премьеры порадовали зрителей в юбилейном театральном сезоне?  

 

= В театре имени Моссовета 95-й театральный сезон открылся 15 сентября. А первая премьера «Идиот» по выдающемуся роману Федора Достоевского состоялась в конце того же месяца. Этот редкий по глубине и масштабу, и по актерским работам спектакль в собственной инсценировке поставил Юрий Еремин. Надо заметить, что по такому подробному актерскому проживанию многие тоскуют, потому что, как  работает Еремин с артистами, мало кто умеет работать сегодня. Он делает скрупулезный анализ произведения и текста ролей, которые исполняются каждым артистом. Например, мощный артист Захар Комлев, внешне и внутренне поражающий какой-то своей глубиной, отчаянием, мужественностью, говорит, что так, как работает Еремин с артистами, не работает никто. Тем более, что опыта работы с таким режиссером у него не было. Его специально пригласили из Академического театра драмы имени Виктора Савина, что в Сыктывкаре (Республика Коми), поскольку, возможно, в  моссоветовской труппе не нашлось артиста на роль Парфена Рогожина.  

 

Настоящий зритель не может не оценить новую работу театра имени Моссовета, потому что она богата яркими, актерскими откровениями. Помимо Комлева, здесь две великолепные Настасьи Филипповны в исполнении Екатерины Гусевой и Юлии Хлыниной. Два князя Мышкина, в первую очередь Антон Аносов,  поражающий невероятной пластикой действительно не здорового человека. Мышкин не здоров и Аносов душевную болезнь его сумел каким-то невероятным образом пластически отобразить на сцене. Во втором составе играет молодой артист, подающий надежды, Дмитрий Подадаев. Он прекрасно выступил в главной роли Литвинова в «Baden-Бадене» у Еремина и теперь превосходно показал себя в «Идиоте».  

 

Премьерой сезона на Основной сцене оказалась и «Васса», которая в декабре была поставлена на сцене «Под крышей», так как изначально решили, что, «Кто же теперь на «Вассу Железнову» пойдет, поэтому поставим ее на малой сцене». Однако Талызина сыграла так здорово, что многие зрители, без преувеличения, назвали не сам спектакль, а ее исполнение шедевром. И в марте месяце этот спектакль перенесли на Основную сцену театра имени Моссовета. 

 

А до этого официально второй премьерой сезона на Основной сцене стал трагифарс по редко идущей пьесе бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка «Великолепный рогоносец». В конце 30-х годов, когда эта пьеса дебютировала на отечественной сцене, Всеволод Мейерхольд поставил ее с великолепным дуэтом - Игорем Ильинским в роли рогоносца Бруно и Марией Бабановой в роли его неверной супруги Стеллы. Конечно, никому из нас увидеть этот спектакль не довелось, хотя хотелось бы. 

 

актриса Юлия Хлынина

 

Надо сказать, что в любое время появляются артисты  - комические гении. Тогда им был Ильинский (1901-1987). Сегодня сложно найти артиста, равного ему по дарованию и масштабу. Но Нина Чусова, режиссер спектакля, нашла Павла Деревянко, который великолепно исполнил роль Бруно, а роль Стеллы сыграла Юлия Хлынина. Это ее первая крупная работа на Основной сцене родного театра. До этого у нее были интересные вводы, но такой серьезной, осмысленной, большой работы, сначала до конца сделанной с режиссером, у нее не было. Она это заслужила, сыграв, к тому же, ряд ярких ролей в кино. 

 

режиссер Нина Чусова

 

Что касается Нины Чусовой, то ранее она делала два спектакля в театре имени Моссовета: «Ревизор» Николая Гоголя (2005) и «Крошка Цахес» Эрнста Теодора Амадея Гофмана (2007). Но сегодня ее можно считать полуопальным, непризнанным со стороны репертуарных театров режиссером. Хотя она много ставит антрепризных спектаклей по всей стране, работая со звездами. Теперь она успешно возвращается в лоно репертуарного театра и даже была режиссером-постановщиком церемонии вручения Российской национальной театральной премии «Золотая маска» на Новой сцене Большого театра. Хотя ее спектакль «Лисистрата» Аристофана и Леонида Филатова, поставленный два года назад в Московском академическом театре Сатиры с Аленой Яковлевой в главной роли, шел всего один сезон. Надо надеяться, что «Великолепный рогоносец» продержится в репертуаре театра имени Моссовета намного дольше этого. 

 

Третья премьера этого сезона на Основной сцене – неоднозначный спектакль «Reception», поставленный по пьесе Игоря Вацетиса. Хотя изначально его должны были выпустить на малой сцене, но по иронии судьбы, как и «Васса», только наоборот, он пошел сразу на большой сцене. Кто не знает, Игорь Вацетис – это псевдоним великого русского артиста Сергея Юрского. Спектакль, с одной стороны, воспринимается как недоразумение, потому что многие не понимают, почему его нужно смотреть массовому зрителю. С другой стороны, он, безусловно, актуальный. Это драматургия абсурда, которая требует серьезного зрительского подхода и осмысления. Это означает, что с драматургией Вацетиса желательно ознакомиться заранее, чтобы постановка не вызывала недоумения. Тем не менее, она найдет своего зрителя, но для этого нужно время...  

 

Народный артист РСФСР Сергей Юрский

 

 

 

- А как отмечали юбилей театра? 

 

= Свое 95-летие театр имени Моссовета отметил в марте месяце большим капустником, сделав его только для своих, без приглашения СМИ. Зато месяцем ранее в Культурном центре имени В.Я. Вульфа прошел небольшой концерт-воспоминание, в котором приняли участие приглашенные артисты из этого театра: Юрий Беркун, Степан Старчиков, народный артист РФ Аристарх Ливанов, ранее выступавший на прославленной сцене театра имени Моссовета. И режиссер Андрей Житинкин, поставивший там несколько ярких спектаклей. В том числе: «Венецианский купец» Уильяма Шекспира с Михаилом Казаковым в главной роли ростовщика Шейлока, «Милый друг» Ги де Мопассана с Марагаритой Тереховой и Александром Домогаровым, который также в этом сезоне отметил свой 55-летний юбилей на сцене театра Российской Армии, где он практически начинал работать. И, конечно, «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова - спектакль-долгожитель с участием Александра Домогарова, которого всегда досаждали поклонники, Ларисой Кузнецовой и Андреем Ильиным. Он продержался в репертуаре театра имени Моссовета 21 год – с 1995 по 2016 гг.; билетов на него было просто не достать. Первоначально выходивший на сцене «Под крышей», его перенесли на Основную сцену. И там аншлаги и настоящая зрительская любовь не покидали его никогда.  

 

Народный артист России Александр Домогаров

 

Хочется надеяться, что нынешние и будущие премьеры театра имени Моссовета будет сопровождать такая же зрительская любовь, как когда-то она сопровождала «Мой бедный Марат». 

 

Посткриптум: Отрадно, что театр имени Моссовета уже представлен в нескольких номинациях в лонг-листе премии «Звезда Театрала - 2018». Среди претендентов на премию за спектакль «Великолепный рогоносец» оказались Нина Чусова в номинации «Лучший режиссер» и Павел Деревянко за роль Бруно в номинации «Лучшая мужская роль». Попали также в номинацию за «Лучшую женскую роль» Валентина Талызина за Вассу Железнову в спектакле «Васса» и Екатерина Гусева за роль Настасьи Филипповны в спектакле «Идиот» 

 

Пожелаем всем удачи!    

 

     Алла Буловинова 

 

  Фото Ильи Золкина 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Google+
Одноклассники