Илья Золкин: «Олег Меньшиков не боится сложностей»

Опубликовано 05.09.2018 в разделе В театр! | Москва

 

21 августа в Москве в череде мероприятий по открытию нового театрального сезона 2018/2019 гг. состоялся традиционный сбор труппы в Московском драматическом театре имени М.Н. Ермоловой, художественным руководителем и директором которого седьмой год является народный артист России Олег Меньшиков. 


Своими впечатлениями о сборе труппы, планах театра и не только поделился культурный обозреватель  сайта «Культура двух столиц» Илья Золкин 

 

= Театр имени М.Н. Ермоловой из года в год меняется: меняется лицо коллектива, прибавляется число молодых артистов, которых отбирал лично Меньшиков, попадая «в яблочко». До последнего, не являясь педагогом, Олег Евгеньевич впервые набрал курс на актерском факультете Российской академии театрального искусства (ГИТИСа). Теперь он – профессор и руководитель мастерской в ГИТИСе. Важно, что тем, кто попал к нему, повезло иметь такого Мастера, а ему - студентов, которые выйдя из-под его крыла, составят будущее русского театра и, в частности, театра имени М.Н. Ермоловой, который переживал разные времена. И тогда, когда была Мария Николаевна Ермолова, и когда театром руководил народный артист СССР Андрей Лобанов (1944-1956), и когда главным режиссером и художественным руководителем являлся его ученик, народный артист СССР Владимир Андреев, проработавший в труппе театра без малого 50 лет. Правда, на три года он переходил в Малый театр, где был главным режиссером.  

 

Удастся ли Олегу Евгеньевичу пройти такой же длинный, тернистый и сложный путь - неизвестно. Но то, что сегодня Олег Меньшиков может брать уроки управления коллективом у такого Мастера, как Владимир Алексеевич, который ныне стал  президентом театра, это замечательно.  

 

Хотя на сборе труппы Владимира Алексеевича не было, но в новом сезоне он готов выйти на сцену любимого театра, в котором у него четыре роли. В том числе в таких спектаклях, как: «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, «Это самая большая маленькая драма» (режиссер Родион Овчинников), где Владимир Андреев на протяжении всего спектакля, не уходя со сцены, выступает вместе с народным артистом РСФСР Александром Михайловым, заменившим Валентина Гафта, который по состоянию  здоровья не мог играть с ним. А также «Фотофиниш» Питера Устинова - долгоиграющий спектакль в репертуаре театра, поставленный Сергеем Голомазовым еще до прихода Олега Меньшикова. Можно сказать, до его второго пришествия. Первое было в 1985 году, когда он, перейдя в труппу театра имени М.Н.Ермоловой, проработал в ней до 1989 года, сыграв ряд заметных ролей в спектаклях Валерия Фокина 

 

 Меньшиков - артист легкий: всегда будто летит. Может быть, эта легкость, с которой он взлетел на телеэкраны страны, когда снялся у Михаила Казакова в роли Костика в «Покровских воротах» (1982), помогает ему управлять коллективом. С завидной легкостью Олег Евгеньевич проводит каждый сбор труппы, словно это не официальное собрание, а встреча старых друзей. 

 

 

 

- Это интересно 

 

= Но, к сожалению, ни все из них одинаково воспринимают его на посту художественного руководителя, потому что в труппе много возрастных актеров, которые относятся к нему не то, чтобы с тайной недоброжелательностью, а так, будто он им что-то не додал. И в этом есть определенная правда. 

 

 Вспомним примеры. Например, когда Сергей Голомазов переходил на пост художественного руководителя Театра на Малой Бронной. Сейчас там работает новое поколение, потому что Сергей Анатольевич, как художественный руководитель мастерской в РАТИ (факультет режиссура драмы) выпустил два курса молодых артистов, которые влились в этот театр. А когда он пришел сюда, то не уделял должного внимания «старикам», которые привыкли играть ведущие роли.

  

И в ермоловском театре, который пережил некий ребрендинг, произошла подобная история.  К примеру, у народного артиста N в репертуаре было шесть-семь ролей, а после прихода Меньшикова из них осталась лишь одна. И народный артист, конечно,  этим не очень доволен. 

 

В то же время два года назад Олег Евгеньевич поставил для возрастных артистов спектакль «Счастливчики» по пьесе Констанции Денниг, доселе не шедшей в России. Она о людях, которые переходят 80-летний рубеж, и некая сила решает, достойны ли они того, чтобы жить дальше. Пьеса жестокая по отношению к старикам. В ней заняты артисты старшего поколения: Ольга Селезнева, Владимир Андреев, Наталья Архангельская, Борис Быстров и Татьяна Говорова, получившая театральную премию «Московского комсомольца» за «Лучшую женскую  роль второго плана». Вместе они образуют великолепный актерский ансамбль.  

 

В спектакле есть персонаж, по возрасту моложе тех, кто представлен в ансамбле, которого играет Никита Татаренков - некое альтер-эго Олега Меньшикова. Сначала Олег Евгеньевич взял его в театральное товарищество «814» и снялся с ним в «Золотом теленке» по Ильфу и Петрову в 2005 году, где Никита сыграл Шуру Балаганова. Представляется, что Меньшиков четко ведет этого артиста по судьбе, а тот продолжает его линию, поскольку он не рискнул сам сыграть в спектакле «Счастливчики», а доверил это Татаренкову, который смог сделать все так, «как я скажу». Может быть это хорошо, а может не очень. В результате спектакль не прогремел, и критика отнеслась к нему прохладно. Но его все же надо смотреть потому, что ни выдающуюся артистку Архангельскую, которая около полувека была примой театра Ермоловой, ни Быстрова, ни Говорову в других спектаклях просто не увидишь.  

 

- А  что ждет театр в новом сезоне 

 

= На сборе труппы Олег Меньшиков объявил планы театра, которые не являются громадными. И это хорошо, потому что, будучи  реалистом, он понимает, что за прошедший сезон не все удалось, и денег не хватает на все. Хотя за последние два сезона у театра Ермоловой скакнула посещаемость: сейчас она составляет примерно 95 процентов. Это за счет того, что репертуар Основной сцены уменьшился, дабы не держать в нем не посещаемые спектакли. Этим Олег Евгеньевич, с одной стороны, добился важного результата. Но пока не добился другого: уважения со стороны критики. Потому что еще не был поставлен ни один спектакль, который прогремел бы так, чтобы можно было сказать: новое поколение ермоловцев свершило чудо. Возможно, таким спектаклем отчасти стала «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова в постановке Евгеиия Марчелли, лауреата национальной театральной премии «Золотая маска», премьера которой состоялась 21 сентября 2017 года. Газета «Московский комсомолец» уже отметила, что Иван Янковский представитель третьего поколения знаменитой актерской семьи Олега Янковского, великолепно сыграл Зилова. 

 

Надо сказать, что Иван Янковский гораздо моложе Зилова по пьесе. Если Зилов переживает кризис среднего возраста, то Ивану исполняется 28. Он окончил актёрско-режиссёрский факультет ГИТИСа  (мастерская Сергея Женовача). И конечно, сыграть Зилова в таком возрасте необычно. Кажется, что на сцене появляется театральный герой нового времени – начала 2010-х. И в этом смысле Марчелли нащупал что-то новое вместе с артистом. Думается, что это пока главный спектакль ермоловского театра в период правления Меньшикова. 

 

Вторая премьера прошлого сезона – спектакль «Текст» по роману Дмитрия Глуховского – некая антиутопия, которая не рекомендуется всем, потому что там много того, что ни все терпят в театре. То есть, это видеоэкраны, проекция, соответствующие современной, жесткой стилистике. Но режиссер Максим Диденко и артисты – Илья Маланин, Дарья Мельникова - здесь в главных ролях чувствуют себя неплохо…. Посмотрим, не обойдут ли награды эти работы прошлого сезона стороной.  

 

- А что же все-таки в театре Ермоловой ожидается в 93-м сезоне? 

 

                   = Олег Меньшиков утверждает, что главной задачей этого сезона является выпуск спектакля «Макбет», премьера которого, на самом деле, была назначена на октябрь 2016 года. Хотя билеты продавались, но спектакль не состоялся. Наверно, тогда выпуск спектакля оказался непосильной задачей: то ли Олегу Евгеньевичу самому хотелось сыграть Макбета, то ли с режиссурой были проблемы. Теперь он пишет, что «молодые режиссеры оказались совершенно беспомощными перед этим удивительным материалом». Поэтому в новом, 93-м, театральном сезоне  он сам выступает в качестве режиссера, и сам будет играть главную роль.  

 

 

 

«Слуга двух господ» - еще одна наболевшая тема для театра Ермоловой, потому что спектакль должен был выйти еще в прошлом сезоне. Но заграничный режиссер, имя которого не называется, так и не смог подобраться к русским артистам и к великой итальянской пьесе. Поэтому в этом сезоне за пьесу Карло Гольдони, несколько перелопаченную английским драматургом Ричардом Бином, возьмется другой, уже русский, режиссер, имя которого тоже пока не называется. А гадать на кофейной гуще, не годится. 

 

Еще планируется выпустить «Крошку Цахес» по Гофману. Когда несколько лет назад Нина Чусова выпустила этот спектакль в театре им. Моссовета, то он прожил всего три сезона. Несмотря на то, что в нем был прекрасный дуэт - Павел Деревянко (крошка Цахес) и Маргарита Шубина (фрау Лиза), но они играли перед пустыми залами. Теперь Кирилл Вытоптов попробует сделать свою версию «Крошки Цахес» на Основной сцене театра Ермоловой. Состав артистов пока не известен.  

 

Получится все - не получится, неизвестно. И, опять-таки, ничего 100 процентного в театре Ермоловой не бывает. Олег Меньшиков не боится сложностей. За это ему спасибо! 

 

- Что еще ожидается в театральном сезоне 2018/2019 гг. в театре имени МН. Ермоловой, в том числе на его Новой сцене? 

 

= Новая сцена тоже не останется без внимания, хотя она теперь экспериментальная. На ней пойдет знаменитая пьеса Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» в постановке  Дмитрия Лимбоса, выпускника мастерской Олега Кудряшова из ГИТИСа. Первая постановка этой пьесы состоялась в мае 2017 года в Театре.doc, а в ноябре нынешнего года ее премьера ожидается в Театре «На Литейном» в Санкт-Петербурге. 

 

 Следующим премьерой станет спектакль «Светит, да не греет» А.Н. Островского в постановке 30-летнего артиста, выпускника Высшего театрального училища (института) имени М.С. Щепкина, и теперь уже театрального режиссера, Филиппа Гуревича, который по совместительству является артистом театра «Практика».  

 

Отрадно, что  в этом сезоне продолжится один из самых успешных проектов, реализованных Олегом Меньшиковым в театре Ермоловой за время его правления. Это -  «Кино на сцене». Когда в конце позапрошлого сезона несколько артистов, сидя на сцене за пюпитрами, читали по ролям пьесу Леонида Зорина «Покровские ворота», это было принято на «Ура!». И даже при невероятно высоких ценах на билеты был полон зрительный зал. В этом сезоне будут прочитаны сценарии других фильмов. При этом ожидаются беспрецедентные составы звездных участников. Если кто-то готов купить билеты «по заоблачным ценам», то милости просим. Олег Меньшиков обещает что-то такое неожиданное, интересное и забавное… 

 

                      Алла Буловинова 

 

 Фото Ильи Золкина 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Google+
Одноклассники