Константин Райкин учит тому, что артист должен уметь все…

Опубликовано 21.09.2018 в разделе В театр! | Москва


 

Сентябрь месяц оказался богатым на урожай сборов трупп московских театров. Не исключением стал Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина. На протяжении немногим более 30 лет его художественным руководителем является сын выдающегося театрального сатирика Аркадия Исаковича Райкина (1911-1987), народный артист России Константин Райкин, лауреат Государственных премий РФ, четырежды лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», лауреат театральных премий Фонда имени К.С. Станиславского, «Хрустальная Турандот». «Чайка», «Кумир», который, к тому же, в течение 12 лет преподавал на актерском факультете  Школы-студии МХАТ.  

 

Подробнее о театре «Сатирикон», его руководителе и не только рассказывает театральный обозреватель Илья Золкин. 

 

= Театр «Сатирикон» открыл свой 80-й юбилейный сезон. Конечно, хотелось бы знать, когда откроется его главный зал на Шереметьевской улице, дом 8, который давно закрыт на ремонт. Когда выходишь из метро «Марьина Роща» к основному зданию театра, то перед глазами видишь одни руины.  

 

Но Райкину везет, потому что на время ремонта здания «Сатирикон» не отправляют во «Дворец на Яузе», как театр «Современник». Он работает на сцене в трех минутах ходьбы от своего родного здания, в арендуемом им концертном зале Московского молодежного центра «Планета КВН», принадлежащем Александру  Маслякову и команде «Клуба веселых и находчивых». Но проблемы остаются: за это надо платить. Да и домой хочется.   

 

- Это отражается на выпуске премьер? 

 

= Надо сказать, что количество премьер за последние три сезона в театре уменьшилось, потому что сейчас он может позволить себе только одну крупную премьеру в год. Так, в позапрошлом сезоне сорвались репетиции спектакля «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана, где Константин Аркадеьевич должен  был быть режиссером. Когда-то, в 1992 году, он сам прекрасно играл Сирано де Бержерка в совместной постановке «Сатирикона» и театра Антона Чехова (режиссер-постановщик Леонид Трушкин). Теперь Сирано должен был сыграть ведущий артист театра Артем Осипов, выпускник Школы-студии МХАТ (мастерская Константина Райкина). Но спектакль не поставили, не хватило средств. 

 

Тогда обошлись спектаклем по пьесе американского драматурга Кристофера Дюранга «Ваня, и Соня, и Маша и Гвоздь», премьера которого состоялась 15 мая 2017 года на сцене ММЦ «Планета КВН». 

 

 В прошлом сезоне денег все-таки поднакопили. И даже получили грант. Потому что был заявлен «Дон Жуан» Мольера в постановке одного из самых талантливых режиссеров своего поколения, 35-летнего Егора Перегудова. Он окончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская С. Женовача) и стал лауреатом премии "ЖЖивой театр-2010" в номинации "Лучший режиссер новой волны". Официально он назначен приемником Алексея Владимировича Бородина в Российском академическом молодежном театре, где в новом сезоне займет должность главного режиссера. Однако и Константин Аркадеьевич уже давно с интересом и любовью относится к Егору Перегудову. Премьера бессмертной комедии Жана-Батиста Мольера в исполнении лучших артистов "Сатирикона" состоялась 24 июля 2018 года.  В роли Дон Жуана выступил Тимофей Трибунцев, а Сганареля Константин Райкин. 

 

Более двух лет назад в театре «Сатирикон» появился первый спектакль в постановке Егора Перегудова «Человек из ресторана» по ранней повести Ивана Шмелева с Константином Райкиным в главной роли. Когда-то, в конце 20-х годов, еще в немом кино был поставлен фильм по этой повести, где главную роль официанта сыграл мало кому тогда известный Михаил Жаров. Сегодня Райкин блистательно исполняет эту роль маленького человека.  

 

 

На самом деле творческий диапазон Райкина широк. Это уникальный артист, которому под стать все жанры – от комедии до трагедии в искусстве. Собственно, он учит и своих артистов, и своих студентов тому, что артист должен уметь все.  

 

 

- Константин Райкнн – не только актер, но и педагог 

 

= Константин Аркадьевич, безусловно, не только выдающийся артист, но и великолепный педагог. Второй сезон в качестве официальных членов труппы на сцене театра выступают студенты его последнего курса, выпущенного им в Высшей школе сценических искусств – «Театральной школе Константина Райкина». Это учебное заведение, созданное семь лет назад, в 2012 году, еще ни всем знакомо. Однако оно претерпело уже два выпуска, что очень важно. Потому что теперь ряд его выпускников стали полноправными артистами театра «Сатирикон». Хотя кто-то станет играть в других театрах или начнет, например,  сниматься в кино. Но важно, что в Москве появилось еще одно высшее учебное заведение, которое готовит артистов. Во-первых, бесплатно. Во-вторых, дает образование, сравнимое с лучшими театральными вузами страны. Конечно, это не произошло бы без авторитета, без жесткой воли и руки Константина Аркадьевича.  

 

 

- А что с премьерами в новом сезоне? 

 

= В этом сезоне премьер будет немного. И опять из-за финансовых проблем. Но зато следующий сезон, в 2019 году, планируется открыть новым спектаклем в постановке Юрия Бутусова. Правда, пока неизвестно, по какому произведению. Для «Сатирикона» Юрий Николаевич свой, родной человек. Он поставил здесь пять спектаклей, начиная с 2002 года, когда был приглашен Константином Райкиным для постановки пьесы Эжена Ионеско «Макбетт». С тех пор им были созданы «Ричард III» (2004), «Король Лир» (2006) – долгожитель театра, которому до сих пор аплодируют стоя. А также «Чайка» (2011), посвященная Валентине Караваевой и являющаяся одной из визитных карточек репертуара театра, которая идет пять часов с тремя антрактами и пролетает на одном дыхании. И  «Отелло» (2013).  

 

Новый сезон предстоит сложный. Будет одна премьера - современная пьеса Даны Сидерос «Всем кого касается», которая выйдет на большой сцене в постановке Константина Райкина. Пьеса - победитель конкурса новой драматургии «Ремарка» - 2018 (2-е место в номинации «Маленькая ремарка»). Премьера запланирована на март 2019 года. 

 

Будут, конечно, студенческие работы. Кстати, в прошлом году в свет вышли три студенческих спектакля. Они все вошли в репертуар театра. Один из них «Бесприданница» по пьесе А.Н. Островского в постановке заслуженной артистки России Елены Бутейко-Райкиной. Он идет на сцене учебного театра Высшей школы сценических искусств. Особенность этого спектакля состоит в том, что все роли в нём исполняют молодые артисты – выпускники «Театральной школы Константина Райкина» 2017 года, которые совсем недавно вошли в труппу театра. 

 

При этом два спектакля идут на большой сцене. Это спектакли – этюды, поиски, где студентам можно импровизировать, в том числе посредством тела. В них проявили всю свою органику и вообще настоящую актерскую подготовленность молодые артисты театра «Сатирикон».   

 

Примечателен музыкально-поэтический спектакль «#НЕПУШКИН» -сценическая композиция на тему современной поэзии, премьера которой состоялась 7 февраля 2018 года . В апреле его показывали на Новой сцене театра имени Евгения Вахтангова. Сначала «#НЕПУШКИН» был поставлен как дипломный спектакль, который шел на сцене учебного театра. Режиссеры этого спектакля педагоги по сценической речи Высшей школы сценических искусств – актеры театра «Сатирикон» Марина Дровосекова и Сергей Сотников. Когда Константин Аркадьевич Райкин посмотрел этот дипломный спектакль, то принял решение его усовершенствовать и выпустить уже как премьеру театра на большой сцене.  

 

Приходите в театр «Сатирикон», чтобы убедиться в том, что там идут интересные спектакли, почти всегда весело и очень мило… 

 

                  Алла Буловинова 

 

Фото Ильи Золкина


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Google+
Одноклассники