Солнечные портреты Сергея Зарянко.

Опубликовано 17.10.2018 в разделе Искусство | Москва

 

Он писал иконы, создавал миниатюры, преподавал и разрабатывал авторские методики обучения рисунку и живописи. Особенность его работ - фотографическая точность, за которую художника и хвалили и критиковали. 


Выставка, расположенная в 11 зале Третьяковской галереи, посвящена 200-летию со дня рождения уникального портретиста Сергея Зарянко. Пресса, телевидение и гости главной выставки страны стали свидетелями  девяти произведений художника, а также его портрета, который написал ученик живописца Алексей Колесов. 

 

Сергей Константинович Зарянко родился в селе Ляды Могилевской губернии в семье крепостного крестьянина. Получив вольную, его отец вместе с семьей переехал в Санкт-Петербург. В 1834 году С. К. Зарянко в качестве вольнослушателя стал посещать Императорскую Академию художеств. Одновременно он обучался у А. Г. Венецианова. В 1838 году С. К. Зарянко получил звание неклассного (свободного) художника. В 1843 году «за искусство и познания в живописном перспективном художестве» ему было присвоено звание академика, а в 1850-м он стал профессором исторической и портретной живописи. 

 

Сергей Зарянко внес вклад в развитие отечественной школы живописи не только как художник, но и как автор ряда трудов по теории искусства и по методике преподавания. Он обучал рисованию в различных учебных заведениях. В 1856 году художник получил должность инспектора и старшего профессора в Московском училище живописи и ваяния, где у него учились В. Г. Перов, В. В. Пукирев, И. М. Прянишников, В. Е. Маковский. 

 

В 1860-е годы слава Зарянко стала меркнуть. В это время на арену художественной жизни пришло новое поколение художников, а вместе с ним возникла и новая эстетика критического реализма. Но Зарянко не мог и не хотел менять свою сложившуюся живописную манеру, а желал лишь совершенствоваться на некогда избранном пути. Он продолжал много и напряженно работать, но его новые произведения критиковали за натуралистичность и ремесленный подход к натуре. Разочарованный холодным приемом критики и публики, переживший свою славу, Зарянко скончался в Москве в возрасте 52 лет 20 декабря 1870 года. 

 

В настоящее время в Третьяковской галерее хранятся девять живописных произведений мастера, созданные в различные периоды творчества. Все они представлены на выставке. Дополняет экспозицию портрет С. К. Зарянко кисти его ученика А. М. Колесова. 

 

Портреты Зарянко, прекрасно передающие сходство, производили большое впечатление на современников и были востребованы заказчиками. По мнению художника, максимально правдивая передача натуры приближала произведение к истине. Большую роль в достижении поставленной задачи играли тонкие тональные светотеневые моделировки, помогающие выявить «скульптурную объемность» форм. Живописец умело воспроизводил фактурные свойства материалов — бархата, кружева, атласа, муара, золотого шитья, весьма вдумчиво подходил к выбору аксессуаров. 

 

Пресс-показ прошел камерно и информативно. Куратор выставки очаровательная Екатерина Клементьева подробно рассказала о периоде подготовки уникальной выставки, о работе художника над солнечными портретами и поведала удивительную историю одного из них:  «Удалось установить благодаря рентгенограмме, что под портретом лежит еще одно изображение, и дата 1845 год относится к первому изображению, а вторая дата (1851) - уже к портрету». 

 

Просмотр разноплановой коллекции живописных произведений С. К. Зарянко позволяет составить представление о творчестве одного из самых незаурядных и виртуозных мастеров середины XIX столетия и насладится яркими красками, очаровательными образами  и талантом непревзойденного живописца. 

 

 

 

 

 

Сабадаш Владимир. 

Фото – автора. 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники