Все кантаты Баха с Романом Насоновым

Опубликовано 20.11.2018 в разделе Искусство | Москва


Все кантаты Баха с Романом Насоновым

 

Сезон второй «Веймарские кантаты»

 

Концерт первый

 

Ансамбль CollegiumMusicum

 

Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко

Алексей Шевченко, орган

 

Грандиозный проект продолжает знакомить российскую публику с кантатами великого Иоганна Себастьяна Баха. Они звучат в аутентичной атмосфере собора на исторических инструментах при участии лучших исполнителей старинной музыки с комментариями доцента Московской консерватории Романа Насонова. В концерте принимают участие ведущие солисты – исполнители  старинной музыки Екатерина Либерова (сопрано) и Рустам Яваев (контратенор).

 

Второй сезон посвящен кантатам, созданным композитором в Веймаре. Тот великий Иоганн Себастьян Бах, которого мы знаем, состоялся именно в Веймаре, где он находился на службе с 1708 по 1717 год. Получив, помимо обязанностей придворного органиста, пост концертмейстера капеллы, он должен был сочинять раз в месяц церковные кантаты. В первом концерте веймарского сезона прозвучат две кантаты, посвященные теме греха – одной из самых острых и животрепещущих тем духовной поэзии того времени. 

 

Кантата №54 «Борись со грехом» написана, вероятно, в 1713 году на текст Георга Христиана Лемса, придворного библиотекаря в Дармштадте, талантливого молодого поэта, чью поэзию Бах ценил. В либретто напряженные отношения христианина с грехом описываются во всех тонкостях, со множеством библейских аллюзий: все, что должен знать и думать христианин о грехе, здесь сказано. При этом кантата говорит, прежде всего, о личных чувствах человека, и Бах создает чрезвычайно яркую, пронизанную изобразительностью и внутренним напряжением музыку. В ней весь ужас зла – не только внешнего, но и внутреннего – как его переживает отдельный человек. Кантата написана для солирующего альта, в ней нет хора, ведь речь идет именно о человеке: это было время, когда личное благочестие, личные размышления о смерти, о воскресении, о наследовании Царства Божия выходят на первый план в духовной жизни.

 

Сольная кантата №199 «Ах! сердце кровью обливается моё» написана в то же время, а либретто Лемса вновь послужил для композитора мощным источником вдохновения. Уровень экспрессии текста близок оперному накалу (например: «Грехи мои терзают совесть мне, ибо они – не что иное, чем мучитель адский!»); следуя за ним, Бах создал цепь выразительных речитативов и арий в итальянском стиле. Кантата ведет от отчаяния и признания человеком своей греховности – через покаяние – к искуплению. Незабываема полная страданий первая ария со скорбным соло гобоя. Только после этого Бах позволяет верующим смиренно обратиться к Богу: он воплощает прощение, даруемое Всевышним, в возвышенном хорале и завершает кантату ликующей арией. Так за 25 минут человек проходит путь от бездн отчаяния к торжествующей радости.

 

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля  и в одном пространстве – Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко. 

 

Екатерина Либерова (сопрано) – окончила в Академию хорового искусства (сольное пение). Одна из лучших российских исполнительниц старинной музыки, сотрудничает с ведущими российскими музыкантами в области аутентичного исполнительства, в т.ч. ансамблями «Canto vivo», «La Stravaganza», «La Spiritata», «La Campanella», «Divina Commedia». Участвует в проектах ансамбля средневековой музыки «Labyrinthus» и в театральных проектах (Открытая студия оперы барокко, Академия старинной оперы Opera Omnia). Принимает участие в мастер-классах зарубежных мастеров (Э. Керкби, М. Бисли, Э. Лоуренс-Кинг, С. Лютценбергер, М. Мойон и др.), в фестивалях старинной и камерной музыки: «La Rennaissance», «Органные вечера в Кусково», «Musica Mensurata» и др.

 

Рустам Яваев (контратенор) – окончил аспирантуру по классу сольного пения в Академии им. Маймонида, стажировался в Центре оперного пения Г.П.Вишневской. Сотрудничал с Коллегией старинной музыки при Московской консерватории, где участвовал в исполнении опер и ораторий К. Монтеверди, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, А. Скарлатти, Дж. Перголези и др. Участник постановок Большого театра, театра «Современник», фестивалей «Территория», «Московская осень». Успешно концертирует в России и за рубежом, исполняя старинную музыку и сочинения композиторов XX-XXI вв. Награжден медалью «За вклад в развитие музыкального искусства».

 

Алексей Шевченко (орган) – ведущий российский органист, лауреат I премии Международного конкурса органистов в Италии «Marcello Galanti» (2001), старший преподаватель Московской консерватории. Участник многих международных фестивалей, активно сотрудничал с «Оркестром Екатерины Великой» (2005—2007), выступает с барочной капеллой «Золотой век». В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.

 

Олег Романенко – дирижер, выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского (2008); стажировался под руководством Т. Курентзиса. В 2007 г. основал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку. С Камерной капеллой «Soli Deo Gloria» исполнил России ряд крупных сочинений Генделя, И. С. Баха, Гайдна, Э. Шэве, митрополита Илариона (Алфеева). В настоящее время – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель  и дирижер духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

 

Роман Насонов – российский музыковед, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

В программе: И. С. Бах (1685-1750)

Фантазия «Komm, Heiliger Geist» для органа, BWV 651

Кантата № 54 «Widerstehe doch der Sünde» / ««Борись со грехом»

Прелюдия и фуга ля минор для органа, BWV 543

Кантата №199 «Mein Herze schwimmt im Blut» / «Ах! сердце кровью обливается мое»

__________________________________________________________________________________

Во втором сезоне цикла состоятся шесть концертов:

30 сентября 2018

Концерт первый

BWV 54 Widerstehe doch der Sünde / «Противостой греху»

BWV 199 Mein Herze schwimmt im Blut / «Ах! сердце кровью обливается мое»

 

4 ноября 2018

Концерт второй

BWV 155 Mein Gott, wie lang, ach lange? /
«Мой Господи! как долго? ах, как долго?»

BWV 161 Komm, du süße Todesstunde / «Приди, о сладкий смерти час»

 

23 декабря 2018

Концерт третий (закрытие Фестиваля духовной музыки «Адвент»)

BWV 132 Bereitet dei Wege, bereitet die Bahn! /

«Приготовьте пути, уготовьте стези»

BWV 63 Christen, ätzet diesen Tag / «Запечатлейте день сей, христиане»

 

17 февраля 2019

Концерт четвертый

BWV 18 Gleichwie der Regen und Schnee vom Himmel fällt /

«Как дождь и снег нисходит с неба»

BWV 182 Himmelskönig, sei willkommen / «Гряди, Небесный Царь»

 

21 апреля 2019

Концерт пятый (западная Пасха)

BWV 12 Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen / «Стенанья, плач, заботы и тревоги»

BWV 21 Ich hatte viel Bekümmernis / «Умножались скорби в сердце моем»

 

 

9 июня 2019

Концерт шестой

BWV 172 Erschallet, ihr Lieder, erklinget, ihr Saiten! /

«Воспойте, хоры, возгласите, струны»

BWV 165 O heilges Geist – und Wasserbad / «О, Духа и воды купель святая»


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Google+
Одноклассники