«Территория любовных действий» Андрея Максимова.

Опубликовано 23.11.2018 в разделе В театр! | Москва

 

Авторская работа одного из самых популярных и плодовитых режиссеров страны была представлена прессе на Новой сцене Вахтанговского театра. Спектакль по пьесе и  в постановке Андрея Максимова «Брюсов переулок» (фантазия по произведениям Валерия Брюсова).  Автор сценографии и костюмов – заслуженный художник России Максим Обрезков. Композитор - лауреат Национальной премии Литвы Фаустас Латенас. Хореография - Татьяна Докукина. 


 

 

На пресс-показ, кроме большого количества фотографов и пишущих журналистов,  пришли худрук театра Вахтангова Римас Туминас, директор театра Кирилл Крок,  сценограф Максим Обрезков и автор музыки спектакля Фаустас Латенас. 

 

Для представителей СМИ воплощали в жизнь задумку и режиссуру Максимова  заслуженная артистка России Ольга Тумайкина, заслуженный артист России Игорь Карташев, Юрий Поляк, Екатерина Крамзина, Виталийс Семеновс. О любви, одиночестве, войне и смерти говорили почти два часа талантом актеров и метким словом режиссера и автора. Авторский спектакль  уводит зрителя в странный и таинственный мир писателя-символиста, наполненный поисками любви и смыслов человеческого бытия. Шинели-письма, люстра-солнце, пистолет-война, спортивная гиря-смерть, чаепитие-мир, музыка-жизнь…таковы «символы» спектакля. 

 

В основе постановки лежит повесть «Последние страницы из дневника женщины», хотя сам автор говорит, что добавил в постановку и мужа героини и следователя.  О чем думает женщина, почему она принимает то или иное решение, как победить одиночество, и что сильнее – любовь или война?  Эти вопросы волновали человечество и сто лет назад, волнуют и сейчас. Авторы спектакля пытаются, словом и ролью ответить зрителю и самим себе на эти вопросы.  

 

Декорации являются жизненно необходимым атрибутом действия пьесы накануне Первой мировой войны,  а люстра в разных цветовых гаммах – это и есть война и мир. Накануне главного мирового катаклизма герои живут, любят, веселятся, поют, обсуждают газетные новости и светские  сплетни. Но тут же все заслоняют черные шинели, как предвестники грядущей катастрофы, а в  жизнь главной героини молодой красавицы Натальи, в исполнении очаровательной  Ольги Тумайкиной, врывается смерть ее  мужа. Он был найден убитым в собственном кабинете. Появляются сестра,  два любовника, следователь и 250 тысяч рублей. Вокруг этих персонажей и происходит «театр любовных действий». 

 

Главная героиня только после смерти мужа начинает понимать, что все мужчины вокруг нее слабы и эгоистичны. Наталья прозревает мыслью, что ей самой приходиться принимать решения и совершать поступки. Надежды на возлюбленного –  молодого революционера и старого друга семьи – мало. Оба мужчины воспринимают ее как дорогую игрушку, которой мечтают завладеть. Не считаясь при этом ни с ее чувствами, ни с ее желаниями. Как это все знакомо нам и сегодня – мы не слышим и не хотим понять родного и любимого человека, каждый живет только собой.  

 

Юный  член революционного кружка Володя (талантливо сыгранный Юрием Поляком), ослепленный страстью и ревностью, пытается распространить классовые методы насилия на решение собственных сердечных проблем. Единственное, что он может – угрожать  убить соперника, убить Наталью, покончить с собой.  Пылкий юноша явно не замечает, что является  для  зрелой женщины лишь «маленькой подробностью жизни,  шипучим   лимонадом  за обедом, подающимся между основными блюдами». Какие слова находит Максимов для описания, казалось бы, любовных переживаний! 

 

Второй герой-любовник  - Модест Никандрович -  в  исполнении заслуженного  артиста России Игоря Карташева совершенно противоположен революционеру Володе. Актер воплощает образ  артистичной  и тонкой поэтической натуры. Модест обставляет отношения с Натальей как хорошею трагикомедию. Их встречи превращаются в театр масок,  причем оба знают, что играют. Но по сути – что Модест, что Володя – оба самовлюбленные актеры, которым Наталья нужна как зритель. Это обстоятельство режиссер Андрей Максимов умело подчеркивает с помощью языка символов в духе  самого Брюсова:  два слепых  героя – Модест и Володя – то идут вместе, то  вглядываются друг в друга, словно в зеркало. 

 

И каково же было изумление гостей пресс-показа, когда выяснилось, что именно Модест и убивает мужа главной героини. Ради выдуманной богини он идет на преступление (где-то недалеко Раскольников), даже не понимая, что  жизнь, которую он готовит в мечтах возлюбленной, реальной Наталье совершенно не нужна. Главная героиня, изумительно воплощенная    Ольгой  Тумайкиной,   переполнена страхами, устала и с годами разуверилась в настоящем чувстве, как и в мужчинах в принципе. Она  боится быть любимой и готова только на дилемму «самостоятельного выбора тех мужских рук, в которых она – женщина, станет игрушкой». Наталья на протяжении всего спектакля говорит об этой сомнительной свободе как о высшем благе своей младшей сестре Лидочке (молодая актриса Екатерина Крамзина), единственному чистому существу в этой истории. Но о любви тут нет, разумеется, и речи, как нет речи и о свободе.  

 

Брутальный «мачо» в постановке тоже есть – это следователь, которого профессионально воплощает Виталийс Семеновс. Вот именно он и говорит главные, и страшные слова времени: «человек по природе преступен», и жаждет лишь одного – «мучить себе подобного». Образ следователя -  как образ Правды и Справедливости, которой не было тогда, так же как нет и сейчас. У каждого она своя, а у государства, чьи интересы и представляет следователь, тем более. Следователь вторгается в жизнь героини «грубо и зримо», тонко используя свое служебное положение и играя на ее женских слабостях. Как это было сто лет назад, так это остается и сейчас. 

 

Именно такие неутешительные выводы и стоит помнить, посмотрев новую постановку театра имени Вахтангова. Спектакль философский, в нем устами героев  произносится немало соображений, которые тревожили самого Брюсова, и которые актуальны и в 21 веке. Тема «нелюбви», одиночества, жизни и смерти – это  темы  Андрея Максимова, который   исследует их всю свою жизнь. Около десяти лет назад была потрясающая постановка «Лист ожидания», на которую невозможно было попасть. И в сегодняшнем спектакле автор снова предлагает нам поразмышлять о том, как быстро и незаметно любовь оборачивается нелюбовью, если из нее исчезает Бог. Как же вовремя и набатом звучат в пьесе слова Достоевского: «Без Бога… все позволено». Не нужно забывать, что право выбора и право жизни – дарованы Богом. А  пренебрежение  этим  ведет хаосу в душах и сердцах. 

 

 

 

 

 

Смотрите, думайте и живите с Богом! 

 

Сабадаш Владимир. 

 

Фотокорреспондент  на пресс-показе – Владимир Голиков. 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники