"Гедда Габлер" в театре им.Пушкина

Опубликовано 02.02.2019 в разделе В театр! | Москва


           В последние годы все реже на столичной афише появляются пьесы Генрика Ибсена. Нет сегодня в Москве своей «Норы», своего «Пер Гюнта», нет «Привидений». До последнего время несколько лет в Москве не шла и его грандиозная пьеса, получившая всемирную славу, явившая миру ярчайший женский образ. Речь, конечно же, идет о «Гедде Габлер». Драматургия Ибсена сегодня может кому-то  казаться архаичной, но лишь в связи с тем, что уходит мода на образцовый психологический театр.  В связи с этим, той глубиной взаимоотношений, описанных в пьесах норвежского драматурга мало кому хочется заниматься, а главное, мало кто сегодня способен серьезно работать с такой непростой драматургией. Хотя, все мы прекрасно знаем, что и Станиславский, и Мейерхольд, и многие выдающиеся режиссеры очень высоко ценили эту пьесу.

        В театре им.Пушкина замахнуться на эту пьесу решил молодой режиссер Анатолий Шульев (выпускник режиссерской мастерской Римаса Туминаса). Он попробовал подобрать ключи к пониманию пьесы современными зрителями. Ведь далеко не секрет, что статус женщины в обществе в конце 19-го века (когда пьеса была написана) и сейчас-несколько разный. Отсюда меняются некие смыслы, заложенные автором. С другой стороны глобальная актуальность пьесы никуда не девается, ведь каждому человеку в любое время не хватает любви. Любой человек должен искать смысл жизни, а порой найти его очень даже не просто. Гедде Габлер-генеральской дочке (выросшей, явно в комфортной среде), оказалось очень непросто найти себя в этом мире, когда вдобавок ты ещё и стремишься к независимости, а жизнь все-таки ставит тебя в определенные рамки, в которых ты обязана существовать. Долгая и длинная супружеская жизнь с молодым ученым-чудаком Йоргеном Тесманом, (прекрасно сыгранная роль Алексеем Воропановым) кажется героине просто невыносимой, когда вдобавок (пусть и вероятно ненадолго) вдруг возвращаются страстные чувства к слабовольному, но все же притягательному Эйлерту Левборгу (Александр Матросов).

 

              Если и ставить сегодня эту пьесу, то, конечно, только зная и понимая, что у тебя в арсенале есть актриса, достойная сыграть эту роль. В театре им.Пушкина она безусловно есть. Александра Урсуляк-актриса, умеющая сочетать тонкий психологический рисунок роли с ярким синтетическим театром (если, конечно это требуется). В принципе, «на Урсуляк» давно ходит театральная Москва, и сегодня она одна из визитных карточек театра, руководимого Евгением Писаревым. Когда-то о роли Гедды писали: «Что для актрисы сыграть Гедду Габлер, все равно, что для актера сыграть Гамлета». Стало быть в актерской копилке Александры Урсуляк на одну значительную роль стало больше.

 

 

           В спектакле сплоченный актерский ансамбль. Все шесть актеров в течении двух с небольшим часов существуют в очень крепко вывыренном режиссером рисунке роли. Настоящая психологическая драма-достаточно редкий жанр для этой сцены, но большая часть публики с огромным интересом следит за пьесой и спектаклем, а в конце устраивает громкие овации актерам.

 

 

 

 

Текст Ильи Золкина, фото с официального сайта театра им.Пушкина

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники