Открытие фестиваля VIVARTE-2019

Опубликовано 27.05.2019 в разделе Мир Музыки | Москва

  

 

26 мая с.г. в зале Врубеля Государственной Третьяковской галереи в присутствии генерального директора Зельфиры Трегуловой и Чрезвычайного и Полномочного Посла Королевства Норвегии в Российской Федерации Руне Ресаланд​а торжественно открылся IV Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE.  


 

Примечательно, что концепция данного проекта рождается в творческом диалоге культурно-благотворительного фонда «U-ART: Ты и искусство» Иветы и Тамаза Манашеровых, заслуженного артиста России, виолончелиста Бориса Андрианова и специалистов Третьяковской галереи 

 

В этом году фестиваль посвящен выставке Эдварда Мунка, которая открыта в музее с середины апреля до середины июля, и русско-скандинавским связям конца XIX – начала XX века в изобразительном искусстве, музыке и литературе. Поэтому закономерно, что в концертах VIVARTE-2019 принимают участие известные норвежские и датские музыканты, которые редко выступают на российской академической сцене. 

 

 

Отрадно, что концерты фестиваля VIVARTE каждый раз проходят в окружении произведений Михаила Врубеля, который является, пожалуй, самым ярким среди русских художников выразителем идеи гезамкунстверка — совершенного произведения, объединяющего разные сферы искусства. В данном случае Врубель и Мунк — художники одного поколения, со схожим трагическим мироощущением, «говорящие» на новом, непонятном их современникам «языке».  

 

Небезынтересно, что организаторы фестиваля смогли проследить очевидную или неочевидную общность скандинавской и русской живописной и музыкальной традиций. Такой цели соответствует программа фестиваля, в рамках которой каждый из шести включенных в нее концертов будет сопровождаться показом картины одного из русских художников этого времени и рассказом специалистов Третьяковской галереи об ее художественных особенностях. Все произведения были специально отобраны для того, чтобы продемонстрировать те или иные качества, родственные творчеству Мунка и скандинавской живописной традиции в целом. В то же время каждое полотно оказывается созвучным музыкальной теме вечера.  

 

Знакомство русского зрителя с «северным» искусством впервые состоялось в 1896 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде, где были показаны работы финских художников. Через год Сергей Дягилев тщательно отобрал и привез в Санкт-Петербург на «Скандинавскую выставку» около трехсот лучших, как он считал, произведений 74 авторов. Среди экспонируемых работ был автопортрет Эдварда Мунка. Еще через год состоялась совместная выставка русских и финских художников, обнаружившая совпадение их творческих устремлений. Причинами этого сходства были и близость политических и духовных процессов в северных странах, и сходные климат и природный ландшафт. 

 

Бессменный президент фестиваля – Ивета Манашерова, художественный руководитель – Борис Андрианов. Куратор выставки Мунка - заместитель генерального директора по научной работе Третьяковской галереи Татьяна Карпова. 

 

Приятно, что на открытии VIVARTE наряду с Квартетом № 1 для скрипки, альта, виолончели и фортепиано соль минор KV 478 Вольфганга Амадея Моцарта прозвучала музыка норвежских композиторов. В том числе: Соната для виолончели и фортепиано ля минор, соч. 36 Эдварда Грига (1882),  Соната для альта и фортепиано соль минор (Quasi Fantasia), соч. 15 Арнльота Хельдоса (1941) и Серенада до мажор для скрипки, альта и виолончели, соч. 10 "венгерского Брамса" Эрнё Донаньи (1902). Их превосходно исполнили российские и норвежские музыканты: Сергей Догадин (скрипка), Ларс Андерс Томтер, альт (Норвегия), Борис Андрианов (виолончель) и Кристиан Иле Хадланд, фортепиано (Норвегия).   

 

Одновременно в зале Врубеля был представлен пейзаж «Лунная ночь. Большая дорога» (1897–1898) Исаака Левитана. Тревожное ощущение, переданное живописным ноктюрном, созвучно не только скандинавской музыке, но и общему эмоциональному строю произведений Эдварда Мунка. Мотивы белых ночей, таинственность атмосферы и элегичный лад были свойственны эстетике северного модерна и символизма. 

 

Второй концерт, который состоится 27 мая, напротив, будет посвящен мажорным произведениям русских композиторов Игоря Стравинского и Дмитрия Шостаковича и основоположника современной датской композиторской школы Карла Нильсена. Впервые в Москве по приглашению VIVARTE выступит датский духовой Квинтет имени Карла Нильсена. Жизнеутверждающему характеру музыки будет вторить эскиз к картине Филиппа Малявина «Вихрь» (1905). Художественное сопоставление работ Малявина и Мунка строится на общей для них экзистенциальной метафоре «жизни как танца». Правда, у русского художника это стихийный бесконечный хоровод, а у норвежского — вальс с чередой пар и сменяющих друг друга партнеров. Сходной кажется и цветовая гамма их произведений: оба мастера воспринимали красный цвет как цвет страсти. 

 

 

28 мая Дмитрий Синьковский и его ансамбль La Voce Strumentale при участии норвежской гамбистки Хенрикке Рюннинг, впервые выступающей в России, исполнят музыку барокко. Произведения Иоганна Себастьяна Баха и Иоганна Пфайффера войдут в резонанс с темой страстей, осмысляемых как страдание. У Эдварда Мунка подобное понимание жизни породило новый художественный язык, который позже назвали экспрессионизмом. Разные интерпретации классического «страстного» сюжета можно увидеть на полотнах «Несение Креста» (1924) Михаила Нестерова и «Голгофа» (1900) Мунка, отсылающих зрителя к новым смыслам.  

 

Четвертый музыкальный вечер — 30 мая — назван сольным «портретом» российско-британской пианистки Екатерины Апекишевой, в исполнении которой прозвучат произведения Франца Шуберта, Йозефа Гайдна, Леоша Яначека, Сергея Рахманинова и цикл Сергея Прокофьева «Мимолетности». Во время этого концерта будет показан «Портрет Надежды Юрьевны Станюкович» (1903) кисти Виктора Борисова-Мусатова. Она была другом и музой художника, и умерла в психиатрической больнице у него на руках. Ее судьба созвучна трагическим событиям в семье Мунка. Ранний уход матери и старшей сестры Софи, длительная нервная болезнь другой сестры — Лауры, породили страхи и переживания художника и определили основные темы его картин. Кроме того, данное произведение отсылает зрителя к творчеству Мунка, для которого сходство с портретируемым заключалось в передаче своего видения и ощущения модели. Эти же нюансы важны и для русского художника-символиста. 

 

31 мая прозвучат произведения великого норвежца Эдварда Грига, а также советских классиков Дмитрия Шостаковича и Рейнгольда Глиэра в исполнении Юлиана Рахлина, Сары Макелрави, Бориса Андрианова, Итамара Голана и британско-норвежского скрипача-виртуоза Чарли Сиема, играющего на инструменте «дель Джезу» работы Джузеппе Гварнери. Живописным фоном вечера станет картина «Любители бури» (1908) «голуборозовца» Петра Уткина. Смятение, противоречивое состояние восторга и меланхолии, выраженные своеобразным расположением фигур в пейзаже, колористическим строем, сложным ритмом мазков и линий, да и самим названием, близки скандинавскому живописцу. 

 

Программа концерта 1 июня составлена из выдающихся фортепианных квартетов, созданных Вольфгангом Амадеем Моцартом, Антонином Дворжаком и Иоганнесом Брамсом. Исполнит их международная команда «корифеев» VIVARTE: скрипач Юлиан Рахлин, альтистка Сара Макелрави, виолончелист Борис Андрианов и пианист Итамар Голан. Сложная и разнообразная картина существования человеческого духа — от бурных порывов до разочарования, от стойкости и радости преодоления до полной апатии, от пылкости до мягкости — предстанет перед слушателем. Зрительный ряд будет дополнен эскизом русского художника, «предтечи экспрессионизма» Николая Ге «Христос и Никодим» (1889) — финальным аккордом скандинавско-русских музыкально-художественных параллелей.  

 

И под занавес 2 июня в рамках по традиции завершающего фестиваль «Музыкального променада» пройдут открытые концерты на площадках трех внутренних дворов: Инженерного корпуса Третьяковской галереи, Дома С.В. Рахманинова и Башмет-центра. Участники музыкальных программ — ансамбль «Русский Ренессанс», Российский квартет саксофонистов и сборный состав во главе с гитаристом Дмитрием Илларионовым, автором проекта "Сати-видения".  Одной из важнейших составляющих проекта, основанного на новых прочтениях музыки эксцентричного французского композитора рубежа XIXXX века Эрика Сати, является видеопроекция одного из самых интересных представителей современного видеоарта, художника и музыканта Алексея Чоя.

 

 

 

В публикуемом материале использован пресс-релиз, любезно предоставленный пресс-службой Третьяковской галереи во главе с ее руководителем Анной Котляр. 

 

На открытии фестиваля VIVARTE присутствовал Алла Буловинова 

 

Сергей Догадин (скрипка) и Ларс Андерс Томтер, альт (Норвегия)

 

Борис Андрианов (виолончель) и Кристиан Иле Хадланд, фортепиано (Норвегия)

 

Фото автора 

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Google+
Одноклассники