Выставка Николая Андронова.

Опубликовано 01.07.2019 в разделе Искусство | Москва

 

В «Открытом клубе» на Спиридоновке прошла презентация выставки одного из основоположников «сурового стиля» – Николая Андронова. Основу экспозиции составили  рисунки разных лет, с любовью подобранные дочерью автора – Марией 


 

 

Николай Иванович Андронов - советский живописец, монументалист и педагог, Академик РАХ (1997; член-корреспондент 1988), Народный художник РФ (1996),  Лауреат Государственной премии СССР (1979). Николай Андронов – участник знаменитой выставки «30 лет МОСХа» 1962 года  с картиной «Плотогоны».  Хрущев и его «команда»  объявили работу Андронова   примером «злостного формализма» и исключили из Союза художников. Николай Иванович уехал в Вологодскую область, село Ферапонтово. В 1967 году вместе с Виктором Элькониным и Андреем Васнецовым создал мозаику  на фасаде киноконцертного зала «Октябрь» в Москве. Участвовал в выставках в Париже и Праге. В 1968 году подписал  «Письмо 120» в защиту Александра Гинзбурга.  В 1974 году в музее-усадьбе «Абрамцево» состоялась первая персональная выставка Николая Андронова.  

 

Последние тридцать лет жизни Николай Андронов работал  в таких «простых» жанрах, как пейзаж и портрет. Советский труженик с его полотен уступил  место красоте природы Русского Севера. Вологда и Ферапонтово в картинах художника показаны без прикрас – так как это и было в жизни. На рисунках Андронова ценителя живописи «цепляет» безлюдная улица, по которой ковыляет инвалид, около покосившейся избенки стоит бедно одетая старуха. Портреты выполнены с большой любовью к объекту рисунка, а природа с естественной красотой. В картинах Андронова нет приукрашений и преувеличений – только «суровая правда жизни». Рисунки наполнены  энергией бытия,  красотой и мощью родной земли. Автор с любовью переносит на холст свое отношение к природе и любовь к людям.  

 

«Графика Николая Андронова – наглядное свидетельство того, что соотношение художественного времени и композиции произведения интересовала художника на самом глубоком уровне. Отсюда его широчайший творческий репертуар, диапазон которого виден именно в незаконченных, набросочных, черновых зарисовках. Причем в его графике рисунок то выступает на первый план, беря на себя функцию транслировать пространственные концепции автора, то отходит, передавая цвету ведущую роль. Андронов экспериментировал с тонированной бумагой и пробовал передавать светотень почти декоративными средствами. Он использовал контрастные цвета там, где рисунок свидетельствовал, казалось бы, о спокойствии и гармонии, и так передавал внутреннее напряжение своего героя. Он познавал возможности локального цвета. Он исследовал возможность «бескомпозиционного» решения – без вертикальных доминант, без явного членения планов», - говорит о творчестве Андронова писатель-художник Вера Калмыкова. 

 

Три поколения семьи Андроновых присутствовало на презентации выставки – дочь Мария Николаевна (художник и организатор выставки), внук Алексей (известный спортивный журналист) и правнучка – очаровательная  Виктория. Открывали выставку друзья и коллеги художника Николая Андронова – Народный художник России Павел Федорович Никонов и писатель-художник Вера Калмыкова.   Они говорили о вкладе автора в историю живописи и понимание рисунка. Дочь художника принимала поздравления и букеты, рассказывала о своем отце и о работе по подготовке выставки. 

 

«Мы открываем выставку рисунков и акварелей моего отца. В апреле месяце ему бы исполнилось 90 лет, поэтому в этом году уже была выставка. Но в этом зале она такая, достаточно камерная. Для этого художника, хотя он и был большой монументалист и мастер больших живописных полотен, для него рисунок имел большое значение. Он к рисунку относился с трепетом. Рисунок мог быть эскизным, мог быть стонковым завершенным Когда формировалась эта выставка я подбирала разные рисунки, разные акварели – по содержанию и по значимости. Есть такие легкие, набросочного характера, а есть завершенные, самостоятельные, станковые. Вот, например, портрет, возле которого мы стоим  это в общем даже не графика. Художник сам считал, что это живописная техника, потому что везде, где есть цвет – это живопись», - рассказала корреспонденту нашего издания  дочь Николая Андронова Мария. 

 

Гости и первые зрители насладились рисунками и графикой Николая Ивановича Андронова, впитав, как когда-то  и автор,  любовь к родному краю и людям земли русской. 

 

 

 

 

 

Сабадаш Владимир. 

 

Фото – автора. 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники