Итоги Московского Театрального Сезона 2015-2016

Опубликовано 07.07.2016 в разделе Приходите в театр | Москва

Выбор "Культуры двух столиц"

 


Лучшие спектакли сезона:
«Русский роман», «Кавказский меловой круг» - театр имени В.Маяковского
«Минетти», «Гроза» - Театр имени Е.Вахтангова
«Кроличья нора» -Театр на Малой Бронной
«Мушкетеры.Сага.Часть первая» -МХТ имени Чехова
«Безымянная звезда» - Театр под руководством Олега Табакова

                                             Театр имени В.Маяковского:

 

                Всего два спектакля были представлены на Основной сцене за этот сезон, но ощущения масштабной работы не покидает. Первая постановка в России пьесы «Русский роман» рассказывает  о жизни и страданиях жены великого писателя Льва Толстого. Эта постановка стала большим событием в театральной жизни, подарила нам прекрасную, тонкую, редкого калибра актерскую работу Евгении Симоновой.
              Под занавес сезона Никита Кобелев выпустил ныне совсем уж не ставящийся у нас, «Кавказский меловой круг»  Брехта, который репетировал в течении целого сезона, менял составы, и наконец, представил публике настоящую, цельную, подробную работу. Для кого-то открытием в нем стала актриса Юлия Соломатина в центральной роли-Груше, кто-то насладился остроумным Игорем Костолевским (у которого таких интересных ролей давно не было, хотя играет артист не так уж и мало) в роли вершителя судеб - Аздака. Вернулся на сцену Маяковки прекрасный артист Сергей Рубеко в роли рассказчика, который становится на время спектакля вашим проводником в мир персонажей, вы ему доверяете, и он расскажет вам настоящую, захватывающую историю.

 

 

Народная артистка России Евгения Симонова в роли Софьи Толстой в спектакле "Русский роман"

 

 

Народный артист России Игорь Костолевский в роли Аздака в спектакле "Кавказский меловой круг"



                                              Театр имени Е.Вахтангова:

 

                 Главные события сезона в Вахтанговском театре связаны с открытием новой сцены. Открылась она целым парадом премьер: масштабным «Минетти» Томаса Бернхарда в постановке Римаса Туминаса, где главную роль он доверил одному из своих любимых артистов - Владимиру Симонову. Роль сложная, роль на вырост, впрочем, Симонов растет от спектакля к спектаклю,  получает первые премии за эту роль (на днях получил «Хрустальную Турандот» за лучшую мужскую роль сезона»).

              Спектакль «Возьмите зонт, Мадам Готье» стал истинным бенефисом Юлии Борисовой, в котором очередной раз поражаешься ее мастерству и прекрасной форме, в которой она находится. В этом, пожалуй, конкуренцию в городе ей может составить разве что Вера Васильева из театра Сатиры.
                Спектакль «Гроза» стал для многих зрителей открытием  режиссера Уланбека Баялиева, ученика Сергея Женовача, долгие годы остававшегося в тени многих своих однокурссников. Баялиев наконец блеснул с легкой руки Римаса Туминаса, доверившего ему эту постановку. В спектакле существует отличный актерско-режиссерский тандем, с Евгенией Крегжде в роли Катерины - она главная скрипка этого спектакля, именно она и была инициатором этой постановки, она предложила Баялиеву попробовать поработать с этим материалом. Впрочем, нельзя не отметить целостный актерский ансамбль спектакля, где например Ольга Тумайкина играет свою лучшую театральную роль в жизни, позволяет взглянуть на себя совершенно с непривычной стороны.
                  На основной сцене театра Вахтангова в этом сезоне был выпущен спектакль «Девичник над вечным покоем» по пьесе Айвана Менчелла в постановке Альгирдаса Латенаса. Впрочем, встретили его довольно прохладно.
                Новый же сезон театр откроет 12 сентября постановкой Сильвиу Пуркатере «Мнимый больной». В главной роли-  народный артист России Сергей Маковецкий.

 

 

Евгения Крегжде в роли Катерины в спектакле "Гроза"

 

                                               МХТ имени Чехова:

 

                    В октябре Константин Богомолов выпустил свою новую работу на сцене Художественного театра - «Мушкетеры.Сага.Часть первая». Более четырех часов зрители внимательно следят за развитиями событий, казалось бы в знакомой им и ранее, истории о Мушкетерах А.Дюма, но настолько преобразованными и переписанным, что перед нами новые Мушкетеры, новая Констанция, Миледи и т.д. Богомолов в полной мере проявляет в этом спектакле свой писательский талант, в чем-то не чувствует меру, оттого его спектакль кажется чересчур длинным (последние 40 минут смотрятся тяжеловато), но при этом в целом спектакль кажется несомненной удачей, как одного из главных театральных постановщиков современности, так и Художественного театра.
                  В декабре свою вторую режиссерскую работу на Малой сцене продемонстрировал Александр Молочников. Спектакль «Бунтари» вышел целым исследованием на тему мирового бунтарства. Спектакль, не имеющий под собой мощной драматургической основы, и являющийся вольным сочинением режиссера, логично продолжающим его первую работу - спектакль »1914». А зритель уже с нетерпением ждет его новых работ, ибо так сильно молодые режиссеры (а Молочникову сейчас только-24 года!) не стартовали уже очень давно.
                Под занавес сезона на Основной сцене польский режиссер Ян Клята, хорошо известный в Европе, выпустил свой первый спектакль в России - «Макбет» У.Шекспира.   Спектакль славится актерской работой Алексея Кравченко, которому в центральной роли, безусловно, ещё есть куда расти, однако большим прорывом для театра спектакль не стал.
                  И, наконец, Виктор Рыжаков выпустил новый спектакль по пьесе своего любимого драматурга Ивана Вырыпаева «Dreamworks Мечтасбывается». Драматургия Вырыпаева впервые появляется на Основной сцене МХТ. Более широкий и разный зритель, безусловно, может познакомиться поближе с этим автором, другой вопрос, что достойна ли именно эта пьеса Основной сцены, остается открытым?

 

 

актерская команда спектакля "Dreamworks Мечтасбывается"

 

 

Заслуженный артист России Алексей Кравченко в роли Макбета в спектакле "Макбет"


                                                                                 Театр имени Моссовета:

 

                 Андрей Кончаловский, наконец, завершил свою Чеховскую трилогию, поставив «Три сестры» и теперь имеет возможность сравнить эти постановки. Если учесть, что театр намерен играть их три дня подряд, то сделать это (если конечно удастся достать билеты) будет довольно просто. Кроме того,  на Основной сцене вышел новый спектакль художественного руководителя театра Павла Хомского по пьесе Василия Шукшина «Энергичные люди». Материал, в сознании кажущийся глубоко из советской жизни и, оставшийся где-то там, Хомский ставит великолепно, вытаскивая из материала невероятную страшную сегодняшнюю актуальность, будто вчера писано. 
                На Малой же сцене театра, именуемой Сценой под Крышей, режиссер Виктор Шамиров выпускает пьесу Островского «Не все коту Масленица» и, глядя на афишу и на актерский соста, поначалу удивляешься, почему же спектакль идет на такой маленькой сцене. Однако, в данном случае, пространство выбрано Шамировым абсолютно верно. Спектакль камерный, где-то напоминающий скорее этюд по одной из самых известных пьес Островского, впрочем, и пролетает этот этюд на одном дыхании. При этом Шамиров дает зрителям насладиться актерским мастерством, редко нынче выходящих на Моссоветовскую сцену - Елене Валюшкиной и Евгению Стеблову.

                                                                Театр Сатиры:

 

                     Очистив, в начале сезона, репертуар от либо неудачных, либо устаревших спектаклей, Александру Ширвиндту предстояла эти репертуарные бреши залатать новыми постановками. Впрочем, сняв с репертуара четыре спектакля, театр поставил только две премьеры, и можно сказать- маловато будет. Плодовитый Юрий Поляков специально написал для театра Сатиры (где его очень любят и ставят не в первый раз) пьесу «Чемоданчик», по мнению автора и его окружения чересчур остроумную и что самое главное, актуальную. Впрочем, так покажется далеко не всем, кто ее посмотрит. Как ни стараются большие артисты- Федор Добронравов, Светлана Рябова, Юрий Нифонтов и другие что-то выжать из этого материала достойное, все равно выглядят довольно жалко. Однако, пьеса уже пошла гулять по театрам страны, недавно ее поставили   в Ростовском Академическом театре имени Горького. 

                        В марте Павел Сафонов выпустил на Основной сцене спектакль  по хорошо известному в нашей стране одноименному фильму пьесе Лопе де Вега «Собака на Сене», подарив двум «премьерам» театра Сатиры - Елене Подкаминской и Андрею Барило, две центральные роли. Несмотря на все старания Сафонова, становится очевиден тот факт, что Ян Фрид, сняв свою картину в конце 70-х, казалось бы совершил невозможное с этой пьесой, а сегодня на сцене театра Сатиры смотрится она блекло, не смешно и малоинтересно. Могли бы спасти артисты, но увы, пока и они при всех стараниях смотрятся слабовато.

                                              Театр на Малой Бронной:


                        Главным событием для этого театра стало догожданное открытие малой сцены, на которой уже выпущено три премьеры и это ещё не предел. Однако, случился в этом сезоне и на большой сцене театра поистине большой праздник. Спектакль, по впервые ставящейся в Москве, но уже очень популярной во всем мире пьесе Дэвида Линдси Блейра «Кроличья нора», стал настоящей удачей главного   режиссера и по совместительству Художественного руководителя театра - Сергея Голомазова. Рискну предположить, что за время его работы на Бронной -этот спектакль одна из самых больших его творческих удач. Тандем с Юлией Пересильд, сложившийся еще несколько лет назад во время работы над «Варшавской мелодией» (ещё одним очень успешным Голомазовским спектаклем), снова работает в полную силу, доказывая что с Голомазовым - Юлия Пересильд способна на актерские подвиги, открытия и чудеса. Впрочем, здесь сложилось многое: прекрасная пьеса, повествующая о сложных семейных отношениях после потери ребенка у героини Пересильд. Мы видим, как стойко она справляется с трагедий, заставляет себя жить дальше, и становится примером для своего окружения. 

 

 

Вера Бабичева, Настасья Самбурская, Юлия Пересильд и Юрий Тхалалегов в спектакле "Кроличья нора"



               Театр имени Пушкина:

 

                      Анонсированной в начале сезона, на традиционном сборе труппы новой работы Юрия Бутусова в театре имени Пушкина, мы так в итоге и не дождались. Однако, и без него в театре не сидели сложа руки. На основной сцене были выпущены три премьеры. Режиссер-хореограф Сергей Землянский представил свою пластическую версию истории о Жанне Д’Арк. Режиссер Надежда Аракчеева совместно с Евгением Писаревым представили московской публике новую комедию драматурга Александра Коровкина, написанную по мотивам знаменитого киносценария Фрэнки Капра «Мышьяк и старые кружева» - «Семейка Краузе». Действия перенесены в наши дни и в нашу страну, главными героями стали две российские пенсионерки, которые попадают в комедийную ситуацию. И пусть сценарий не доведен Коровкиным до логического конца, и порой вызывает недоумение, блистательный дуэт Веры Алентовой и Наталья Николаевой многое искупает. 
                        И, наконец,  главная премьера сезона в театре имени Пушкина постановка пьесы Григория Горина - «Дом, который построил Свифт» Евгением Писаревым. Писарев поставил спектакль в несвойственной ему манере. Будучи комедиографом, на этот раз если и есть в спектакль юмор, то он сквозь слезы. Писарев не стесняется рассуждать на серьезные темы, о будущем и настоящем. Многое у него, безусловно  получилось, хотя лично нам кажется, что увы не все. Но для его театра, для него самого это шаг вперед, попытка доказать что он может ставить абсолютно серьезные вещи. Как результат - премия «Хрустальная Турандот» за лучшую режиссуру в этом сезоне вручена именно Евгению Писареву. 

 

 

Евгений Писарев с наградой "Хрустальная Турандот" за лучшую режиссуру сезона

 

Театр имени Ермоловой:


                        В начале сезона театр отметил 85-летний юбилей старейшины театра, его президента и выдающегося актера Владимира Андреева. Через несколько месяцев после юбилея Андреев вышел на сцену в новой роли в спектакле художественного руководителя театра Олега Меньшикова «Счастливчики» по пьесе Констанции Деннинг. Кроме Андреева в спектакле заняты ещё несколько артистов старшего поколения, и они доказывают, что готовы и умеют органично существовать в любых предлагаемых обстоятельствах. Действие пьесы происходит в будущем, когда по истечению 80-летнего возраста людям предстоит доказывать свое право жить дальше. Пьеса честная, непростая, ни сколько не заигрывающая со зрителем, а потому не всеми воспринимаемая одинаково восторженно.

              Есть в Ермоловском театре в этом сезоне и чистая комедия, развлекательный, остроумный спектакль Виктора Шамирова «Дон Джованни» по пьесе Дона Нигро. В главных ролях блистают Дмитрий Певцов в очередь с Гошей Куценко в роли Дона Джованни, Александр Самойленко и Михаил Полицеймако в роли его верного слуги. Так как спектакль является совместной работой продюсерского центра Александра Самойленко и театра имени Ермоловой, то возможно уже в новом сезоне он не будет репертуарным в этом театре (на сайте театра уже нет информации о нем), однако стоит надеется что в любом случае московские театралы смогут его ещё увидеть.
            На малой сцене Театре им. Ермоловой было выпущено сразу несколько спектаклей. Актриса и режиссер Вильма Кутавичюте представила свою версию пьесы Михая Себастьяна «Безымянная звезда», Режиссер Олеся Невмержицкая показала зрителям свой вариант пьесы Владимира Набокова «Событие» и, наконец,  под занавес сезона зрители насладились работой молодого режиссера Ивана Миневцева, поставившего пьесу Гарольда Пинтера «Возвращение домой», с великолепным актерским ансамблем, включающим в себя все поколения Ермоловцев.

                                                                      Театр "Современник":

 

                    На время, полностью переехав во Дворец на Яузе, театр весь сезон обживал новое театральное пространство, однако успевал выпускать и премьеры. Начали сезон с нового спектакля Кирилла Вытоптова «Декамерон» по новеллам Джованни Бокаччо. Спектакль долго репетировался, менялись составы и, наконец, спектакль увидел свет. Зимой,   в репертуар театра вернулся,  полюбившийся зрителям спектакль Родиона Овчинникоа «С наступающим»,  теперь «И снова с наступающим» вместо Леонида Ярмольника роль Кирилла Цандера в дуэте с Сергеем Гармашом  исполняет Игорь Скляр. 
                Главным же событием сезона стало празднование 65-летнего юбилея театра, которое отметили новым спектаклем «Скажите, люди, куда идет этот поезд…» по пьесе молодого уральского драматурга Анны Батуриной. 

 

 

Виктория Романенко в роли Марфы Небылицы в спектакле «Скажите, люди, куда идет этот поезд…»

Впереди новый сезон! Новые, незабываемые, яркие театральные впечатления!
Новые театральные обзоры и рецензии от «Культуры двух столиц»!

До встречи в театрах двух столиц!!!

 

Текст Ильи Золкина, фото Ильи Золкина, и с сайтов : vashdosug.ru, biletico.ru, mayakovsky.ru, sova.ponominalu.ru 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Google+
Одноклассники