«Чисто семейное дело» в театре на Васильевском

Опубликовано 03.12.2015 в разделе Приходите в театр | Санкт-Петербург

Или антрепризный формат в репертуарном театре

 

 

«Чисто семейное дело» - пьеса короля комедий положений Рэя Куни. Спектакль, выпущенный под занавес прошлого сезона.


Что-то уж простите за выражение, но в последнее время театр на Васильевском «заантрепризился». Названия пьес, ставящиеся для постановок в последнее время, имееют абсолютно коммерческую основу под собой, и как раз,часто подобные названия мы видим в антрепризах. Луиджи Лунари “Трое на качелях» - сегодня эту пьесу зритель помимо театра на Васильевском, может увидеть в жутком  антрепризном качестве в постановке под названием  «S.O.S», где в главных ролях звезды кино Игорь Ливанов, Вячеслав Разбегаев, Андрей Кайков. Пьеса Х.Бергера «Еще один Джексон», поставленная недавно на малой сцене этого театра, представляет собой еще один вид комедии положений.

Ну и наконец Куни. Впрочем не сказать,что и серьезный материал, со времен ухода с поста главного режиссера театра Анджея Бубеня, театру удается. Сильно тяжеловесными и мало интересными широкому зрителю казались постановки Дениса Хуснияровым, с чего-то вдруг увлекшимся немецкой драматургией: инсценировка романа Г.Белля «Глазами клоуна», пьесы Г.Гауптмана «Одинокие» и пьеса  М.Фон Майенбурга «Камень»,ну там хоть малая сцена. Глазами клоуна у многих зрителей старшего поколения ассоциируется со спектаклем театра имени Моссовета, легким, искрящемся, артистичным, где свое актерское ремесло во всех ипостасях сумел реализовать Геннадий Бортников, и зритель платил ему ответной любовью (спектакль шел на сцене театра 20 лет с 1968 по 1988 год). Недавно в интернете появилась любительская видеозапись спектакля и наконец мы, молодое поколение, смогли не смотря на качество записи ощутить многогранность таланта Бортникова и концепцию той постановки.

Здесь же у Хусниярова все от начала до конца веет каким-то абсолютным пессимизмом. Зритель начинает скучать на десятой минуте и до самого конца спектакля , а главное Хуснияров еще и изменил концовку романа, опять-таки в пользу явного пессимизма( в отличии от Белля,у которого в конце романа вдруг стал ощутим свет в конце длинного тоннеля). Впереди у Хусниярова постановка неизвестной доселе в России пьесы шведского драматурга Ларса Нурена «Демоны» на большой сцене Театра им.Ленсовета, и сейчас,увы есть большие сомнения в том,что зритель примет этот спектакль и эту пьесу. Ну пусть вам не покажется что я, так уж не верю в Хусниярова, скорее это обусловлено волнением за его новый спектакль и за него, и хочется пожелать,чтобы все звезды сошлись и у него многое получилось. Ведь я например когда-то был очень доволен его постановкой «Бесприданницы» на сцене Театра на Васильевском, в котором как раз таки было,что-то живое на протяжении всего спектакля. Плюс там Хуснияров подарил нам несколько прекрасных актерских работ, в том числе и среди артистов второго плана. Далее Хуснияров как мне кажется зашел в тупик, однако так кажется возможно исключительно мне, потому как например на премию Прорыв его уже который год номинируют, а значит коллеги признают значимость его постановки «Глазами клоуна», речь в данном случае про нее.

А у нас речь в данном случае вообще не о Хусниярове, а о постановке пьесы автора, которого ругают все критики,кому только не лень, и при этом зритель продолжает битком набивать залы на постановках его пьес,идущих по всей стране,особенно вся театральная провинция увешана афишами его пьес-Рэй Куни. Не так давно пьеса «Чисто семейная комедия» уже шла на сцене одного столичного театра, и никакого-нибудь, а театра им.Вахтангова, но там директор театра Кирилл Крок, не смотря скажем на,то что постановку нельзя было назвать непосещаемой после двух лет нахождения ее в репертуаре принял решение спектакль снять. Наверняка как раз по той самой причине, что подобные постановки в столь серьезном театре идти сегодня не должны, как бы зритель не рад был бы их видеть, дав ответ МХАТовскому «Номеру 13», что у нас подобное идти не будет. Хотя и в той постановке блистательно работали Мария Аронова,Алексей Гуськов,Галина Коновалова в роли бабушки, да и весь актерский состав. Но в данном случае такие мастера,сыграют вам,что угодно,другой вопрос а надо ли?

Вот и главным достоинством спектакля по этой пьесе в театре на Васильевском, конечно же являются актерские работы. Довольно опытный по возрастным меркам режиссер Александр Кладько (ныне возглавляющий Псковский драматический театр) очевидно неплохо поработал с мужским составом спектакля, и на выходе мы имеем несколько дивных работ. Прежде всего это конечно главный комический актер сегодняшнего театра на Васильевском Михаил Николаев,впрочем и он доселе никак не мог до конца проявить комедийный талант, где-то скажем когда артист (У Бубеня) исполнял характерные роли второго плана, был виден огромный комедийный потенциал, но по-настоящему реализовать его Николаев смог совсем недавно в Гоголевской «Женитьбе» в прошлогодней постановке Владимира Туманова,впрочем там все-таки если была и комедия то лирическая, а здесь уже просто каскад эмоций, и абсолютное умение существовать далеко в непростом жанре комедии положений, и не просто существовать но и делать пьесу, и свою роль как бы более значимой что ли,чем она прописана у автора. То есть условно говоря это абсолютно наисерьезнейший подход к легкомысленному на первый взгляд образу.Впрочем и его основной партнер по сцене Сергей Агафонов в этом спектакле тоже сделал большой шаг к постижению жанра комедии положений, насколько он легок,пластичен,что глаз не оторвать. Единственно к чему все-таки стоило бы придраться, так это к тому, что он играет персонажа,который по пьесе значительно старше самого Агафонова, а артист Александр Удальцов в жизни на четыре года младше Агафонова, и это слишком бросается в глаза, впрочем неправда жизни и невероятный курьез у самого Куни в пьесе на каждом шагу, так что одной неправдой больше, одной меньше,в сущности уже не так важно. Абсолютно неподражаем в роли Уильяма Нельсона заслуженный артист России Михаил Долгинин,ученик самого Игоря Горбачева, более 30 лет проработавший на сцене Александринского театра, покинувший его несколько лет назад, не ощутив себя в полной мере «своим» артистом в эстетике Валерия Фокина. Впрочем парадоксально, что демонстрирующий великолепный комедийный дар в этой постановке Долгинин, несколько лет назад не был принят художественным руководителем театра Комедии имени Акимова Татьяной Казаковой в свою труппу, некоторое время режиссер присматривалась к артисту, он даже сыграл небольшой эпизод в ее спектакле «Сплошные неприятности», но в труппу так и не вошел (впрочем и ранее упомянутый Михаил Николаев,на сегодняшний день один из самых сильных комедийный актеров города, несколько лет проработал в театре комедии у Казаковой, ничего путного так и не сыграв, и ушел оттуда), впрочем как раз вовремя поспело предложение от театра на Васильевском.

Впрочем не все артисты в данной постановке выглядят столь же убедительно, например Владиславу Лобанов в роли больного Лесли,явно не хватает комедйной легкости и эксцентричности, при всем том,что он очень старается. Не так ярки и все женские работы этого спектакля, хотя и ругать кого-то все же не стану.

Продолжает удивлять репертуарный выбор пьес этого театра,его репертуарная политика. Следующей постановкой в театре планируется пьеса Леонарда Герша «Эти свободные бабочки» ее будет ставить Леонид Алимов. Пьеса уже затаскана направо и налево, давно уже имеет антрепризную репутацию. А главное что в Петербурге уже есть два спектакля по этой пьесе (Приют комедианта и Мастерская Григория Козлова). К сожалению я на своем веку не видел удачных постановок этой пьесы, постановка в театре Козлова откровенна третьесортна по всем статьям, а антрепризная постановка «La teatr» Андрея Житинкина, часто гастролирующая в Петербурге под названием «Свободная любовь» является провальной в первую очередь из-за возраста артистов,исполняющих главные роли-Дарья Фекленко и Дмитрий Дюжев, изначально на премьере были старше своих персонажей на двадцать лет (сейчас правда ввели Марию Горбань,может быть это к лучшему). Была еще в начале 90 х постановка этой пьесы на сцене Театра имени Комиссаржевской, где главные роли исполняли молодые Валерий Дегтярь и Татьяна Кузнецовой, но автор данной статьи в силу возраста видеть ее не мог. Поэтому если и рекомендовать просмотр этой пьесы, то скорее стоит увидеть кинофильм 1972 года, даже получивший премию «Оскар» «за лучшую женскую роль второго плана» где прекрасно солирует молодая Голди Хоун (впрочем Оскара получила отнюдь не она). Возвращаясь к постановке на сцене театра на Васильевском, что как раз не вызывает отторжения так это правильный и логичный подбор актеров на главные роли Александр Удальцов,и Светлана Щедрина,которая на сегодняшний день становится ведущей актрисой труппы, и постановка как раз будет именно на нее. Впрочем всерьез говорить о новом спектакле, мы сможем когда он уже выйдет на свет божий,а случится это в конце января 2016 года.

А пока лишь могу сказать,что постановка «Чисто семейное дело» в этом театре меня не совсем разочаровала, напротив за последние два-три года этот спектакль как ни странно лично мне понравился в этом театре больше всего, именно из-за того,что может изначально больших ожиданий не было, а тут даже некоторые порадовали.

Текст Ильи Золкина

фото teatrvo.ru


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники