Эдуард Бояков: «Вершинин - Джонни Депп» - спектакль «Три сестры» - реконструкция: Валентин Клементьев, Михаил Кабанов.

Опубликовано 21.02.2020 в разделе В театр! | Москва

 

Именно таков посыл к чеховскому Вершинину в исполнении Николая Коротаева был у художественного  руководителя МХАТ имени Горького Эдуарда Боякова в первом антракте генерального прогона спектакля «Три сестры», реконструкции знаменитой постановки Владимира Немировича-Данченко 1940 года. «О времена, о нравы» – и это в легендарном театре на Тверском бульваре?! 


Задержавшийся на час пресс-показ обернулся настоящим театральным шоу. Оба раза во времена больших антрактов артисты приглашались в зал, где  Валентин Клементьев, Михаил Кабанов и Эдуард Бояков обсуждали с участниками восстановленного спектакля действо и действия героев. Находящиеся в стенах легендарного театра представители СМИ были очень удивлены – и это еще мягко сказано. Пишучие – вникали в диалоги режиссеров и актеров, снимающие – не переставая, стрекотали затворами своих аппаратов. Такое «внедрение» прессы в процесс постановки – довольно редкая вещь. Горьковским мхатовцам удалось удивить и журналистов и телевидение. Артисты слушали, спорили, вникали…и снова шли на сцену. Справедливости ради – когда они вышли в зал после второго антракта – вопросов и претензий у постановщиков было гораздо меньше. Но для представителей СМИ это точно останется в памяти и в строчках рецензий. Только один вопрос: «Где чеховский Вершинин, и где голливудский Депп 

 

Из понятного - театру удалось сохранить исторические декорации 1940 года. «Попытки реконструировать имели разный успех, но отношение к нему всегда было как к некоему ориентиру, к которому все пытались стремиться. Но это как раз вызов, который нас заставляет наиболее тщательно отнестись к этому материалу», – сказал один из реконструкторов постановки Валентин Клементьев. 

 

В процессе восстановлении постановки на протяжении нескольких месяцев участвовала профессиональная команда реставраторов и экспертов. Исследовательская группа собирала материалы в библиотеках, музеях и архивах, в том числе публикации о спектакле, стенограммы репетиций, эскизы декораций и фотографии с премьеры. Театр также использовал режиссерскую световую, шумовую и прочие партитуры спектакля. В этой части к постановке вопросов практически нет.  

 

То, что журналисты увидели на легендарной сцене в исполнении молодого состава, вызывает уважение и заставляет по-другому смотреть на спектакль легенду. Артисты, так показалось из зала, трепетно отнеслись к пьесе и прониклись историей довоенной постановки Владимира Немировича-Данченко. Талант, азарт, огонь в глазах, сопереживание героям и «довод» до публики – все это в реконструированных «Трех сестрах» есть. Поймет и пойдет ли на это зритель – посмотрим после премьерных показов. 

 

Театр приурочил премьеру реконструкции к 160-летию со дня рождения А. П. Чехова, 120-летию пьесы и 80-летию постановки Немировича-Данченко. «Потихонечку год за годом уходят, уходят, уходят смыслы, уходят образы, уходят какие-то свойства, которые очень важны для спектакля. Сейчас наша работа напоминает восстановление фресок», - заявил журналистам художественный руководитель МХАТ имени Горького Эдуард Бояков.  

 

Можно восстановить декорации, костюмы и мизансцены. Но достаточно ли этого для восстановления исторической постановки? Посыл то  точно благороден, хотя и возникает вопрос – зачем? Только ли для памяти непревзойденного Владимира Немировича-Данченко, или есть еще что-то?  А вот результат этой реконструкции мы все увидим после премьеры – как зритель  будет реагировать на такую «реновацию»? Каждое живое существо, как и спектакль,  имеет свое время, отмерянное природой. И если современные актеры и режиссеры смогут «поспорить» с природой и «остановить» или «восстановить» время – честь им и хвала. Ну, а если не сумеют – то у них, и у всех нас - зрителей, появиться еще один спектакль. 

 

 «Спектакль Немировича - это самый великий, самый знаменитый спектакль советского периода МХАТа. Нам досталась это материальная роскошь: мы работаем с декорациями Дмитриева, мы их не воссоздаем, мы ими владеем. Они в наших руках. Что нам сейчас нужно отправить в музей или на склады? Или сделать какую-нибудь инсталляцию? Или сделать постмодернистский оммаж? Давайте все поменяем, но будем это играть в декорациях Дмитриева. С этим спектаклем так не должно быть», - с чувством, достойным торжественности момента, говорит о процессе реконструкции Эдуард Бояков.  

 

Выходя поздно ночью после генерального прогона, помимо вопроса  Вершинин-Депп, возник еще один: «Возможна ли вообще в театре реконструкция как форма?» И только зрителю,  и чуть критикам, решать – получилась ли у МХАТ имени Горького реконструкция спектакля «Три сестры» или у них появился в репертуаре просто новый спектакль? 

 

 

 

 

Сабадаш Владимир. 

 

Фото – автора. 

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Google+
Одноклассники