Премьера «Толстого нет» по пьесе Ольги Погодиной-Кузминой

Опубликовано 31.10.2020 в разделе В театр! | Москва

 

Два года назад, 4 ноября 2018 года, театр «Приют комедианта» из Санкт-Петербурга на гастролях в Москве на Новой сцене театра имени Евгения Вахтангова представил спектакль «Толстого нет», поставленный  по пьесе Ольги Погодиной-Кузминой режиссером Денисом ХуснияровымВ пьесе рассказано о нескольких днях из жизни семьи Льва Николаевича Толстого. Хотя великий писатель прожил со своей женой Софьей Андреевной почти полвека. Она была прекрасной женой, матерью, родившей ему 13 детей! Но под конец жизни вместо семейной идиллии в семье произошли разлад, личные ссоры, конфликты. 


 В этой постановке в роли 65-летней Софьи Андреевны Толстой выступила тогда еще 80-летняя народная артистка России Ольга Антонова (спектакль приурочили к ее юбилею)запомнившаяся многим по фильму «Почти смешная история» (1977) режиссера Петра Фоменко. Художником-постановщиком спектакля был Эмиль Капелюш. 

 

Небезынтересно, что пьеса Ольги Погодиной-Кузминой, созданная на основе подлинных документов - воспоминаний современников Льва Толстого, писем и дневников родных и близких писателя, имеет и определенный художественный вымысел автора 

 

В Театре "Школа современной пьесы" под руководством его художественного руководителя Иосифа Райхельгауза в условиях затянувшейся пандемии случилась очередная громкая премьера. Все под тем же названием: "Толстого нет"  и того же автора 

 

Но отличие данной постановки от той, которую можно было увидеть ранее, разительное. Прежде всего, это связано с тем, что действие происходит в необычно широком пространстве зрительного зала «Эрмитаж», который, собственно, и сам на сей раз  явился огромной сценической площадкой, адаптированной под концепцию спектакля и где зрителей уютно рассадили по своим местам в нескольких отведенных для них секторах: А, С, Д и т.д.. Причем, у каждого из них была возможность, повернув голову, смотреть одновременно в разные стороны залав которых попеременно, одно за другим, происходило то или иное действие. При этом на стенах красивого зрительного зала с исторической лепниной в виде зеркал установлены мониторы, на которые проецируются облики актеров, участвующих в том или ином действе 

 

В обоих концах  длинного зала оборудованы, как и подобает, небольшие сцены с соответствующей декорациейна которые время от времени выходят артисты в разных эпизодах спектакля. А в середине зала, с одной из маленьких сцен спускается хитро технически оборудованный раздвигающийся помост, по которому, как на показе мод (!), произнося текст, в том или ином темпе то спускаются, то поднимаются артисты, с воодушевлением исполняя свои роли.   

 

Зрителю само по себе интересно наблюдать загадочно представленное постановочное действо. Здесь только нужно успевать поворачивать голову то в одну, то в другую сторонуто вправо, то влево, а то и смотреть прямо перед собой, и при этом ловить, словно, на ходу весь смысл  происходящего. А экраны, на которых проецируются герои пьесы, помогают с разного расстояния всем зрителям разглядеть достаточно хорошо всех участников спектакля, их не скрываемые эмоции и взгляды 

 

В спектакле представлены члены семьи Льва Николаевича Толстого во главе с его женой Софьей Андреевной, а также те, кто был рядом с ними в оный отрезок времени 

 

А выступает в роли Софьи Андреевны здесь искрящаяся своей неповторимой красотой и темпераментом Ирина АлфероваКстати, она сама пребывает в возрасте, даже чуть старше, обозначенного в пьесе возраста жены великого писателя.  

 

Но что на самом деле важно и располагает к ней  без всяких обиняков: она не перевоплотилась в образ пожилойумудренной, пожившей на своем веку и родившей 13 детей, женщины, о которой, как о человеке, ходили противоречивые слухи. Кто она: ангел или демон, муза и поддержка гения или его обуза и проклятие? Актриса, словно, в разных интонациях своего «изумрудного», хорошо поставленного голоса старается подробнее рассказать о своей героине, вызывая в зрителе к ней неимоверную жалость и  неподдельное сострадание из-за проблем ее взаимоотношений с родными детьми. 

 

Среди исполнителей ролей – Татьяна Цицерина (Александра Львовна, дочь 26 лет), Иван Мамонов (Илья Львович, сын 44 лет), Павел Дроздов (Лев Львович, сын 40 лет), Ольга Грудяева (Катюща, горничная 18 лет), Николай Голубев (Чертков Владимир Григорьевич), Александр Сеппиус (Валентин Федорович Булгаков, секретарь Льва Ниаколаевича 23 лет), Борис Вайнзихер (доктор Сергей Иванович, врач Льва Николаевича 50 лет). 

 

   Режиссер спектакля - 37-летний Александр Созонов. Как и его спектакль, так и его творческий путь необычен. Сначала окончил Ижевский государственный технический университет по специальности "маркетинг в машиностроении". Затем переехал в Чехию для обучения в аспирантуре и написания докторской диссертации по экономике. В 2000-м создал молодежный театр «ГОСТ», выигравший несколько тематических фестивалей регионального и российского уровня. Но самое интересное то, что в 2008 году он поступил в Школу-студию МХАТ на курс Кирилла Серебренникова и переехал в Москву...  

 

При этом он оказался одним из первых лауреатов независимой театральной премии имени народного артиста РСФСР Андрея Лобанова в номинации «Лучшая режиссерская работа» за спектакль «Портрет Дориана Грея» (2013), где главную роль исполнил художественный руководитель театра имени М.Н. Ермоловой, народный артист России Олег Меньшиков. И премия была учреждена им в начале сезона 2012-2013 гг.  

 

Примечательно, что молодой режиссер с успехом в разное время ставил свои спектакли как в театре имени М.Н. Ермоловой, так и в Чехов-центре в Южно-Сахалинске, в Театре драмы имени Федора Волкова в Ярославле, в Новосибирском академическом молодежном театре "Глобус".  

 

Художником-постановщиком спектакля стала молодая, но опытная Лилия Хисматуллина, выпускница факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ (мастерская Алексея Кондратьева и Виктора Шилькрота, 2012 г.). Затем, в 2016 году, она окончила магистратуру факультета мастерства сценических постановок в Санкт-Петербургской театральной академии по программе "Проектирование спектакля" (мастерская Валерия Фокина и Марата Гацалова). Работала в качестве сценографа спектаклей в разных театрах. В том числе в Литовском русском драматическом театре, в Русском театре Эстонии, в Российском государственном академическом театре драмы имени Ф.Волкова,  в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус», в Русском драматическом театре Республики Башкортостан и др. 

 

Ну, что?! Следующий показ спектакля «Толстого нет» в театре «Школа современной пьесы» состоится 29 ноября и 26 декабря с.г. 

 

Спешите! 

 

 

 

 

 

 

На спектакле побывала Алла Буловинова 

 

Фото предоставлены пресс-службой театра

 

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Google+
Одноклассники