“Мы, герои”

Опубликовано 10.12.2020 в разделе В театр! | Москва

 

Нежданно-негаданно на сцене Российского академического молодежного театра на фестивале «Уроки режиссуры» в рамках IY Биеннале театрального искусства произошла любопытная встреча со спектаклем под незамысловатым названием “Мы, герои”. Его поставил по пьесе французского драматурга Жана-Люка Лагарса, написанной в 1993 году, известный главный режиссёр Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина Олег РыбкинПо жанру спектакль можно отнести к трагикомедии. Почему 


Да потому, что он – «пронзительное и трогательное высказывание о хрупкости человеческой жизни в трагические моменты истории». Как оказалось, его герои вовсе не «герои» в обычном понимании  этого словаОни представляют лишь театральную труппу артистов - неудачников, скитальцев и изгоев. Их судьбы, их страдания в поисках любви, счастья и безопасности можно было бы посчитать комедией, если бы не знание того, что эти события происходят в центре Европы, на которую надвигается угроза Войны и что над частными судьбами «героев» сгущается настоящая угроза гибели. 

 

Режиссер этого спектакля, окончивший в 1993 году мастерскую Петра Фоменко по специальности «режиссёр драматического театра» в Российской академии театрального искусства (ГИТИС)знаменит своими постановками в театрах разных городов России и за рубежом. Он ставил в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Софии и дрМногие из них показывали на международных театральных фестивалях Европы и на российских фестивалях, включая «Золотую маску», «Островский в доме Островского», «Сибирский транзит», «Международный Волковский фестиваль», Биеннале театрального искусства, «Балтийский дом» и т.дЕще в 2012 году Олег Рыбкин стал лауреатом премии Правительства РФ «За вклад в развитие театрального искусства» имени Фёдора Волкова. 

 

Примечательно, что спектакль «Мы, герои» оказался его восьмым спектаклемкоторый был номинирован в этом году в шести основных номинациях на Национальную театральную премию «Золотая маска», в том числе за работу режиссераНо премию в номинации «Лучшая работа художника по костюмам в драматическом театре» получила Фагиля Сельская. Она - соавтор нескольких постановок Олега Рыбкина.   

 

Любопытно, что первое действие спектакля началось с появления в узеньком пространстве сцены РАМТа одиннадцати разношерстных, почти клоунских персонажей  «актеров бродячего театра», индивидуальное самовыражение которых не могло не привлечь к себе пристального внимания. Все они как-то сходу принялись выяснять причины и выражать неудовольствие и негодование по поводу того, что у них получился провальный спектакль, что, собственно, их сильно огорчило и раздосадовало. 

 

При этом они попеременно, как маленькие и недовольные собой дети, наивно делились своими глубокими переживаниями и пытались найти оправдание случившемуся и получить сочувствие и поддержку друг друга 

 

Правда, поначалу было не ясно, куда они пришли, и что замкнутое пространство на самом деле являло собой железнодорожный ангар на одной из неизвестных станций. Хотя иногда казалось, что они куда-то едут целым табором или наоборот, будто проходящий мимо них на огромной скорости поезд, оставлял за собой световые блики в расположенных на заднике сцены загрязненных окнах. 

 

Понять, на первый взгляд, невообразимо сумбурно происходящее действо с участием «героев»было трудно, в том числе взаимоотношения их друг с другом. Хотя  постепенно выяснялосьчто кто-то здесь был чьим-то мужем, а кто-то готовился к помолвкеО ней все время напоминали Рабан (Виталий Козырев) и Жозефина (Виктория Болотова). 

 

И что интересно, все персонажи были в активном движении по отношению друг к другу, они постоянно переходили с одного места на другое, снимали с себя сценические костюмы, в которых поначалу вышли на сцену, и как-то незатейливо переодевались в другую, более привлекательную одежду. А после того, когда тот или иной персонаж смывал с себя грим, можно было отчетливо увидеть разные очень симпатичные мужские и женские человеческие лица.  

 

Нельзя не сказать, что первое действие, на самом деле, было немного затянуто, однообразно и утомительно. Но до тех пор все-таки, пока актеры не разнообразили мизансцену: они поставили длинный стол на середину сценынакрыв его белой скатертью, и расположились за ним все вместе, отдавая предпочтение дружескому общению между собой 

 

И сразу стало понятно, что главное в этом спектакле – это всепоглощающая игра всех актеров и то, как мило они перевоплощались в того или иного «героя»целиком захватывая в свою интригующую игру безотрывно наблюдающего за ними даже неискушенного зрителя.  

 

Каждый персонаж оказался хорош по-своему. Да, к тому же, актеры, представляющие по-своему каждого из героев спектакля, через определенное время поочередно подходили к микрофону и замечательно пели на немецком языке, демонстрируя свои незаурядные вокальные способности под живой оркестр, в котором шесть музыкантов сопровождали их выступления на скрипке, аккордеоне, фортепиано, тромбоне, контрабасе и ударных.  

 

Среди участников спектакля: заслуженная артистка России Наталья Горячева (Мадам Чиссик), Георгий Дмитриев  (Карл, сын); заслуженная артистка России Светлана Ильина (мать), Борис Плоских (отец), Виталий Козырев (Рабан), Виктория Болотова (Жозефина, старшая дочь), Ольга Белоброва (Эдвардовамладшая дочь). А также Станислав Линецкий (Макс, лучший друг Рабана, мечтающий вырваться из затянувшей его рутины). Это был единственный актер, который по ходу спектакля так и остался в своем клоунском гримепридающим ему шарм настоящего лицедея. И почти «под занавес» спектакля он не только превосходно исполнил красивый зонгно появился на сцене в блестящем узком экстравагантном женском платьеэлегантно обтягивающим все его мужское тело. Это зрелище не могло не ошеломить и не привести в восторг зрителя. 

 

P.S.  Еще когда опускался занавес после первого действия, на большинство зрителей нашло все-таки мудрое просветление: несмотря ни на что, надо досмотреть спектакль. И это было правильное решение. Перевоплощение красноярских артистов в "актеров бродячего театра" оказалось не в шутку, а всерьез успешным и привлекательным. А всему виной пьеса Жан-Люка Лагарса (1957-1995), который стал одним из самых широко известных современных французских драматургов после своей смерти. И, конечно, встреча с режиссером-постановщиком спектакля Олегом Рыбкиным, который по-новому раскрыл актерские дарования Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина, позволив в очередной раз высоко оценить его творческую работу над воплощением задуманного в спектакле «Мы, герои». 

 

 

 

На спектакле побывала Алла Буловинова 

 

Фото Ольга Швецова 

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники