Итальянцы в ГМИИ Пушкина.

Опубликовано 12.02.2021 в разделе Искусство | Москва

 

Как же хорошо, что жизнь побеждает всякие ковиды! 


В Пушкинском музее открылась выставка «Московская жизнь Джамбаттисты Тьеполо и его сына Джандоменико», которая позволит зрителю увидеть все работы ведущего венецианского живописца XVIII века Джамбаттисты Тьеполо и его сына Джандоменико, находящиеся в собраниях Москвы. 

 

Выставка включает две знаменитые композиции художника из Музея-усадьбы «Архангельское», которые в прошлом были гордостью находившейся там галереи князей Юсуповых, и произведения из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, большая часть которых также происходит из юсуповской коллекции. Выставка предваряет обширную программу перекрестного года России и Италии, объявленного министерствами культуры обеих стран на 2021–2022 годы и посвященного сотрудничеству российских и итальянских музеев. В последний раз в одном пространстве эти полотна встречались 20 лет назад.  

 

В открытии выставки приняли участие посол Италии в России Паскуале Терраччано, директор музея Марина Лошак, директор музея-усадьбы Архангельское Вадим Задорожный и главный научный сотрудник Виктория Маркова. 

 

«Впервые я увидел эти полотна около двух лет назад в усадьбе "Архангельское". Тогда я удивился, узнав, что уже в конце XVIII века в России были люди настолько неравнодушные к итальянской живописи. Эта работа "Пир Клеопатры" — одна из моих любимых. Здесь сочетается невероятный реализм с чем-то сказочным, мифологичным. В этом ощущается свобода», - сказал на открытии Чрезвычайный и полномочный посол Италии в Российской федерации Паскуале Терраччано. 


 
Одним из первых в России итальянцев оценил Николай Юсупов, который картины Тьеполо приобретал в мастерской самого художника. В 1800 году князь купил  шесть  полотен и специально выстроил для них в своем имении Архангельское отдельный зал. Эти картины в России находятся более 200 лет. 

 

«Работы провисели в Архангельском с 1815 до 1890 года, в 90-е они были перевезены во дворец на Мойке и находились там до 1925-го, до конца революции. В 28-ом они уже были преданы в Архангельское, в годы войны они были свернуты и переехали в Екатеринбург, после чего снова вернулись. Это очень сложное психологическое состояние для картин. В этом стрессе живопись находись в течение нескольких лет», - рассказал журналистам  
Вадим Задорожный, директор музея-усадьбы «Архангельское». 

 

Еще три композиции, украшавшие зал Тьеполо в Архангельском, после революции поступили в Пушкинский музей. А знаменитая "Мадонна" оказалась в музее в 1931 году из Антикварита, ее обменяли на две работы Боттичелли. 

 

«Абсолютный итальянец, в котором очень много живого внутри, прекрасно чувствует цвет и форму. Нам очень хотелось сделать инъекцию прекрасного итальянского искусства, энергии жизни, которой нам так сегодня всем не хватает»,  -  отметила директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак. 


 
Джандоменико, младший сын Тьеполо работал в мастерской отца, но после его смерти создает бесконечную серию графических работ, почти отказываясь от живописи. В коллекции Пушкинского музея  -  более 30 его рисунков.  

 

«Выставка позволяет нам вновь подтвердить прекрасный уровень итало-российских отношений в области культуры в преддверии перекрестного года музеев. Культурные события такого значения не только дают возможность лучше узнать нашу страну через ее великое искусство, но и создают конкретные условия для углубления итало-российского сотрудничества во всех областях»,  -  отметил в своем выступлении  Паскуале Терраччано. 

 

Выставка открыта для посетителей до 1 ноября 2022 года. 

 

 

 

 

Сабадаш Владимир. 

 

Фото – Сергей Виноградов. 

 
 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники