Презентация накануне весны.

Опубликовано 23.02.2021 в разделе Мир Музыки | Москва

 

В Зале на Дубининской в рамках Зимних ассамблей Международного  музыкального проекта «OPUS UNIVERSUM» состоялась презентация альбома «La Folie» пианистки Елены Тарасовой и альбома «Моцарт. Requiem (версия для струнного квартета, воплощенного в жизнь ансамблем RUSQUARTET. Однако представление альбомов стало лишь привлекательным поводом для длительной и глубокой беседы артистов с аудиторией и прессой.   


В начале встречи Елена Тарасова рассказала о проекте OPUS UNIVERSUM, который ведет свою историю с 2016 года: «Музыка – это действительно opus universum, всеобщее творение. Диалоги между композитором и артистом могут происходить длительный период, вне времени и пространства, но всегда очень важен этап, на котором есть встреча с глубоким, внимательным, погруженным зрителем, который создает свое понимание, свою интерпретацию сочинения, он очень сонастроен с композитором и артистом в момент восприятия музыки […] Миссия проекта не нова – приблизить человека к миру классики. Что же о методах воплощения этой миссии… Мы открываем двери всем, кто хочет узнать больше о мире музыкального искусства. Это означает, что мы приглашаем, в том числе, в мир за сценой – к нам можно свободно приходить на репетиции. Подобные открытия и интересны, и необходимы для того, чтобы на смену немного глянцевому представлению об артистической жизни приходило реальное видение того, как протекает творческий процесс, каковы артисты в жизни, что занимает их ум, как выглядит повседневный труд музыканта-исполнителя, etc. Мне кажется, именно в эти моменты исчезает холодноватый блеск околосценического мира, создающий известную дистанцию, и наблюдателю репетиционного процесса открываются реалии музыкального бытия. Появляется искренняя симпатия к людям, которые посвящают музыке свою жизнь и очень много трудятся, появляется сопереживание процессу, творческий мир начинает вовлекать, становится более близким и понятным… После визита на репетицию зритель приходит на концерт не только послушать, но и поддержать уже знакомых ему артистов, он приходит со знанием определенного этапа процесса подготовки, пониманием важности творческой задачи, с которой артист выходит на сцену -  и особенно чутко воспринимает происходящее на сцене, он  уже участник действа, он сонастроен с артистом в течение всего концерта. Кстати, о сцене… В определенный момент деятельности проекта OPUS UNIVERSUM мы отказались от залов с высокими сценами, чтобы стереть границы, быть ближе к зрителю и позволить ему ощутить себя внутри пространства творчества, сотворчества и со-бытия». 

 

Рассказав о философии проекта, его программах-концепциях и репертуарных поисках, Елена передала слово основателю и руководителю струнного квартета RUSQUARTET Анне Янчишиной, которая в своем монологе  привела слушателей к центральной теме встречи – представлению альбомов и той редкой версии «Реквиема» Моцарта, которую открывает музыкальному миру альбом RUSQUARTET’а: ««Реквием» был задуман Моцартом для четырех солистов, хора и оркестра». Над произведением он начал работу в 1791 и, как известно, оставил незавершенным. После смерти композитора «Реквием» – по моцартовским наброскам и черновикам завершил и отредактировал его ученик, Франц Ксавер Зюсмайер. Эта версия была впервые опубликована в 1800 году. Несколькими годами позже – некоторые источники указывают 1802-й год – медик, композитор и публицист Петер Лихтенталь (1780-1853) сделал переложение «Реквиема» Моцарта для струнного квартета. Эта смелая и необычная версия, исключающая все певческие голоса – а вместе с ними и весь традиционный для заупокойной мессы текст, - долгое время оставалась редкостью и была опубликована лишь в конце XX века». 

 

Представляя альбом “La Folie” («Безумие»), Елена Тарасова говорила об одной из самых ранних европейских тем – теме Фолия, которая послужила основой и внестилевой линией концертной программы о театре жизни, за каждой маской которого скрывается своя драма.  

 

Альбомы «La Folie» и «Моцарт. Requiem (версия для струнного квартета вышли на лейбле Etcetera Records (Нидерланды), не столь известном к этому моменту в России, но имеющим широкую географию распространения. Директор лейбла Дерек де Гриф, присутствующий на презентации онлайн, рассказал: «Компания была основана в 1982 году, в следующем году будет 40 лет ее существования. Основал ее не я, это были два человека, один из них – американец, другой – француз, Дэвид Росситер и Мишель Арсизе.  Они в то время возглавляли Департамент классической музыки в компании CBS Masterpieces, который позже превратился в компанию Sony. Они понимали, что такая крупная компания не может представить некоторые редкие произведения, поэтому они решили основать свой лейбл. Я много лет был дистрибьютором их компании. К сожалению, они  оба умерли через 10 лет после основания лейбла… Когда я начал управление компанией – мы продолжили уже заложенную политику этого классического лейбла, но с тех пор рынок серьезно изменился. В то время, когда компанией занимались Дэвид и Мишель  - они в основном старались записывать редкие произведения, представлять малоизвестных исполнителей. Но сейчас мы развиваемся больше в сторону широко известной музыки, потому что на это влияет также представленность исполнителя. Со временем, когда исполнитель становится более известным, более  популярным, в какой-то момент они хотят записывать не только малоизвестную музыку, но и писать очень популярные произведения, как квартеты Бетховена, например, или квартеты Моцарта […] Возможно, Вам будет интересно узнать, что у нас международной лейбл, мы представлены на рынке практически каждой страны мира за исключением Африки, некоторых стран Ближнего Востока и Южной Америки. Сейчас наш каталог насчитывает порядка 700 записей. Каждый год мы добавляем 30-35 дисков».     

 

Волнующим моментом этого вечера стала мировая премьера сочинения для скрипки соло современного композитора Ильи Демуцкого. Опус под названием «Четыре ответа на простой вопрос» был создан композитором в августе 2020 года. Это сочинение уже записано на диск Еленой Корженевич, но до этого момента не звучало в концертном зале.  Из рассказа Елены Корженевич, предваряющего ее выступление с премьерой, слушатели узнали об истории сочинения, о создании первой интерпретации и о работе над альбомом.   

 

Заключительная часть презентации прошла в диалогах с аудиторией, ответах на вопросы о планах на будущее. Это импровизационное интервью артистов стало, пожалуй, самым ярким мгновением встречи и придали этому вечеру особую теплоту.   

 

Участники пресс-конференции/презентации: Лауреат международных конкурсов, руководитель и участник струнного квартета «Rusquartet», доцент Московской консерватории Анна ЯНЧИШИНА (скрипка); Лауреат международных конкурсов, солистка Московского камерного оркестра "Musica Viva", преподаватель Московской консерватории Елена КОРЖЕНЕВИЧ (скрипка) ; Лауреат международных конкурсов, преподаватель Московской консерватории, член World Piano Teachers Association и Международного союза музыкальных деятелей, автор идей и художественный руководитель ряда молодежных музыкальных проектов, художественный руководитель OPUS UNIVERSUM Елена ТАРАСОВА (фортепиано). По видеосвязи: Дерек де ГРИФ (Dirk de Greef), лейбл Etcetera Records, Нидерланды. 

 

Международный музыкальный проект “OPUS UNIVERSUM” (лат.«опус универсум» – «всеобщий труд», «всеобщее творение», «целая профессия») объединяет исполнителей, своеобразным кредо каждого из которых могла бы стать фраза актера и театрального режиссера Юозаса Мильтиниса «Не ищите в искусстве новое, ищите вечное». Обращение к вечному – и потому всегда новому – предполагает глубокий духовный поиск и смелость творческих решений; «целая профессия» является образом жизни. 

 

 

Наталья Логинова. 

 

Фото  - пресс-служба. 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники