«Юмор – как защита»

Опубликовано 25.03.2021 в разделе В театр! | Москва


Именно так охарактеризовал главную мысль спектакля неподражаемый Григорий Антипенко, воплотивший на Симоновской сцене Вахтанговского театра  Ромена Гари, автора  книги «Обещание на рассвете» - единственного  в мире писателя  дважды награжденного Гонкуровской премией. 

 

Представителей СМИ и фотографов самая профессиональная театральная пресс-служба страны собрала на пресс-показ накануне премьеры спектакля  «Обещание на рассвете» по роману Ромена Гари, опубликованному в 1960 году и являющегося  самым знаменитым произведением писателя до сих пор. 

 

«"Обещание на рассвете" - история любви сына и матери. Художественная автобиография Ромена Гари написана легко, изящно, иронично. Но под этой легкостью скрывается большая боль. Любовь матери не раз спасала жизнь сыну, ее вера помогла стать ему известным писателем, достойным человеком, но принесла и немало страданий. Возможно, именно эта история оказала самое сильное влияние на жизнь Ромена Гари, которая впоследствии привела его к трагической гибели», - поделилась своими размышлениями режиссер спектакля Лейла Абу-аль-Кишек.  

 

Постановка «очень близка по тексту» к роману и представляет собой признание в любви к матери,  рассказывая  о том, как соотносится обещанное и случившееся, задуманное и достигнутое, любовь и пожертвование, жизнь и смерть. Сама книга  написана легко и иронично, что и подтвердил главный герой на встрече с журналистами после пресс-показа, но воплощение  написанного на Симоновской сцене показано с таким чувством  боли, что некоторые журналисты даже проронили слезу. 

 

Любовь матери много раз спасала жизнь сыну, помогла ему стать известным писателем, но принесла и много страданий, приведших к трагической гибели… Минимум декораций, уникальные костюмы, потрясающая музыка и гениальное перевоплощение двух героев - матери и сына в счастливых и несчастных, смеющихся и  страдающих,  живущих и любящих,  помирающих и прощающих.  

 

Мама - заслуженная артистка России Анна Дубровская и Сын - Григорий Антипенко разыгрывают трагедию с тем же чувством юмора  и иронии, с которым написана автобиографическая книга.  «Юмор — анестезия для сердца», - сказала после пресс-показа Марианна Власова, выразив чувства не только двух персонажей постановки, но и практически каждого журналиста, пришедшего на предпремьерный прогон спектакля.  

 

Она на разрыв аорты любит и лелеет своего сына, не замечая разницы  между «есть» и «будет». Вместе с материнской любовью она дает обещания сыну, которые жизнь вряд ли когда  выполнит. Он – слушает и подчиняется матери, любит и ненавидит одновременно, но выполняет обещания данные матери:  становится генеральным консулом Франции, кавалером ордена Почетного легиона, знаменитым писателем-мистификатором. Самая проникновенная сцена постановки звучит набатом жизни этих двоих: «Будь у моей матери любовник, я не проводил бы свою жизнь, умирая от жажды у каждого фонтана. На свою беду, я знаю себе цену». 

 

Анна Дубровская чувственно играет «еврейскую маму»: то молодеет, то стареет на глазах,  иногда в простецкой деревенской шали, но чаще в шикарных нарядах (респект костюмерам), которая заставляет сына доказывать ей всю жизнь, что он чего-то стоит. Григорий Антипенко «сыгравший» всю жизнь героя: от  ребенка  в ушанке до  пилота-героя и во всех ипостасях невообразимо пластичен, раскрепощен и артистичен.  Оба вахтанговских актера  «хороши до безобразия» в сценарных  перипетиях и жизненных пертурбациях главных героев. 

 

В работе над спектаклем принимали участие художник Дина Боровик, композитор Николай Шипулин, хореограф Евгения Любашина, художник по свету Сергей Мясников. Они и режиссер спектакля «Обещание на рассвете» Лейла Абу-аль-Кишек вышли к представителям СМИ после пресс-показа, а затем и актеры присоединились к разговору. 

 

«Я искала материал конкретно на Григория Антипенко. И это сыграло большую роль. Я вспомнила про этот роман, прочитала и поняла: да, это оно. Потому что роман прекрасный, автор замечательный. Тема безусловной любви матери к сыну, история одиночества и борьбы с противоречивыми чувствами…», – сказала режиссер Лейла Абу-аль-Кишек, отвечая на вопросы журналистов.  

 

«Мама. Моей маме 79 лет. Поэтому для меня это очень больная, трогательная, щемящая тема. Поэтому это мой подарок маме. И попытка хоть как-то сказать ей спасибо за все, что она для меня сделала», – признался в сокровенном Григорий Антипенко. 

 

В спектакле на двоих, ироничном и легком, смешном и трагическом, сентиментальном и  трогательном  важен именно тандем. И он у Антипенко с Дубровской получился невероятно «любовным», открытым, добрым и чувственным. 

 

«Анна всего лишь за полтора месяца «вошла» в спектакль – она рискнула, ей хватило смелости. Мы друг на друга влияли, она  мне помогла понять героя и отчасти – исповедоваться», - рассказал историю работы над постановкой Григорий Антипенко. 

 

«Противоречивая история, понятная на ощупьЭто какой-то характер удивительный, такой вселенской материнской любви. Будучи человеком неоднозначным, сложным, авантюристичным, где-то жестким, где-то неимоверно нежным, в этом симбиозе это такой вообще образ матери. Нам нужно дорастать до таких ролей…», – сказала о главном заслуженная артистка России Анна Дубровская. 

 

Мамы – наше ВСЕ, и помнить нужно об этом при жизни! 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сабадаш Владимир. 

 

Фото – Владимир Голиков  #Nikonrussia. 

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Google+
Одноклассники