ОБЕЩАНИЕ НА РАССВЕТЕ или ДРАМА ЧРЕЗМЕРНОЙ СИЛЫ МЕЧТЫ, КОТОРОЙ РОДИТЕЛИ ХОТЯТ ЗАРАЗИТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ

Опубликовано 05.04.2021 в разделе В театр! | Москва

 

 

На Симоновской сцене в Камерном зале театра имени Евгения Вахтангова  случился очередной пресс-показ премьерного спектакля «Обещание на рассвете», поставленного по роману французского писателя еврейского происхождения Ромена Гари (1914-1980). Многогранно одаренный, он проявлял себя в различных сферах деятельности, в том числе был кинорежиссёром, военным и дипломатом. И все – не без участия своей любимой матери. Он – единственный писатель, который дважды получил престижную литературную Гонкуровскую премию Франции за лучший роман: в 1956 году за роман «Корни неба» и в 1975 году за роман «Вся жизнь впереди», написанный под псевдонимом Эмиль Ажар.  


Поразительно, что в спектакле исполнителей оказалось только двое: он и она, сын Гари и его мать. Поскольку «Обещание на рассвете» являет собой, по сути, художественную автобиографию Ромена Гари, в ней от начала до конца без прикрас раскрывается пронзительная история взаимной любви писателя и его матери, и ее огромное влияние на его судьбу во всех ее проявлениях. 

 

На Симоновской сцене это третья постановка Лейлы Абу-аль-Кишек, недавней выпускницы режиссерского факультета Театрального института имени Бориса Щукина (мастерская народного артиста России Юрия Еремина), где она получила достойную ее специальность «Режиссер театра» Как подтверждение этого, в 2018 году она представила уникальный спектакль по пьесе Ники Симоновой «Фрида. Жизнь в цвете», который смотрится на одном дыхании. А в следующем, 2019 году, у нее получился довольно необычный спектакль «Нижинский. Гениальный идиот», где заглавную мужскую роль Вацлава Нижинского играет актриса  Аделина Гизатуллина. Она же исполнительница главной роли Фриды Кало в предыдущем спектакле. 

 

И в нынешней постановке «Обещание на рассвете», как всегда, действие получилось захватывающее и проникновенное. Оно заставляет зрителя не только без устали следить за игрой актеров и их самовыражением в образах, но еще и думать о происходящем на сцене, делая для себя какие-то поучительные, многозначительные выводы, что немаловажно 

 

При этом на первый план по восприятию выходит блестящая, завораживающая своей бьющейся изо всех сил энергией, игра именитых актеров, которые, словно без труда, самым естественным образом с лихвой растворяются в не простой судьбе изображаемых ими персонажей. Будь то Григорий Антипенко в образе сына, ранее блиставший на Основной сцене театра в роли Отелло в хореографическом одноименном спектакле по пьесе Уильяма Шекспира Анжелики Холиной (2013). И равно ему ярко выступает заслуженная артистка России Анна Дубровская, воплотившая неуемный и прекрасный, воодушевляющий  образ преданной и любящей матери своего единственного и неповторимого сына. На самом деле, она замечательно состоявшаяся актриса Вахтанговского театра, где ей под стать глубоко драматические и комедийные роли. В последнее время она без устали в разных спектаклях покоряет одну за другой различные сцены своего родного театра. В том числе играет Эмму Бовари в спектакле «Бовари» Гюстава Флобера, поставленном Ольгой Субботиной на Симоновской сцене (2018). А также легко и свободно выходит в  роли Амелии Приоре в  комедии «Суббота, воскресенье, понедельник» Эдуардо де Филиппо в постановке Луки де Фуско на Основной сцене Вахтанговского театра (2019). И «с головой» погружается в образ Луизы, жены композитора Оскара Строка,  в музыкальном спектакле «Танго между строк» Алексея Щербака, относительно недавно созданном режиссером Натальей Ковалевой на сцене Арт-кафе легендарного театра (2021). 

 

Нельзя не заметить, что оба актера, достойно представляя образы сына и матери в «Обещании на рассвете», взаимодействуют между собой как одно целое. Ничего лишнего, полное взаимопонимание, взрыв эмоций и страсти, чтобы не происходило в их жизни на сцене. В двух действиях с одним антрактом, в котором можно немного отойти от почти двухчасового действия первого. Есть о чем подумать и что взять на вооружение. Ведь мать в этом спектакле, выступая, как перст, постоянно указывает дорогу сыну, по которой, она уверена, ему нужно идти, чтобы по-настоящему реализовать, согласно ее убеждению, свои способности для достижения той или иной стоящей перед ним цели. И он, беспрекословно подчиняясь ей, не задумываясь, следует мудрым, на его взгляд, предначертаниям матери в отношении него. И если как следует подумать, то, кто, как не она, знает все, что скрывается внутри самого близкого и дорогого ей человека, способного воплощать ее веру в него и ее невероятные замыслы в отношении его будущего...  

 

О чем все-таки спектакль? Конечно, о любви, о том, как сделать счастливым сына, во что бы то ни стало. 

 

 Для более глубокого понимания значения  инсценировки на Симоновской сцене романа Ромена Гари «Обещание на рассвете», написанного автором в 1960 году, хочется привести высказывание доктора искусствоведения, профессора Дмитрия Трубочкина, являющегося помощником художественного руководителя  театра имени Евгения Вахтангова по творческим вопросам: 

 

   «В романе отражена одна из самых главных драм, которую представляет литература в XX веке. К ней постоянно возвращаются писатели. Это вечная драма между родителями и детьми; в данном случае, между матерью и сыном. Причем, здесь драма, изысканно не типичная. Одно дело, когда родители просто поссорились с детьми, или, когда они жили душа в душу, но что-то не сбылось... А тут все дело в другом. Мать от отчаяния или от силы своей любви заразила своего ребенка мечтой. С одной стороны, он вроде бы получил необходимые силы, чтобы реализовывать то ли свою, то ли материнскую мечту. А, с другой стороны, здесь обнаруживается страшное давление на сына: соответствует или не соответствует он материнской мечте? Именно здесь и заключается драма избытка любви, драма чрезмерной силы мечты, которой родители хотят заразить своих детей. И даже когда все сбывается, в итоге нет гарантии, что наступит истинное счастье. В этом как раз заключена глубокая драма, которая сидит в любой культуре и в любом поколении. Поэтому мне кажется, что этот роман сам по себе просится на сцену, чтобы рассказать о трогательном и вместе с тем драматическом событии необыкновенной глубины, которое происходит между сыном и матерью». 

 

А в результате, возможно, именно сама эта история оказала сильное влияние на жизнь Ромена Гари, которая, в конечном счете,  привела его... к трагической гибели. И именно эту историю для своей постановки выбрала сама режиссер Лейла Абу-аль-Кишек. 

 

Идите и смотрите сами. 

 

 

 

                                                                         Алла Буловинова 

 

                                                                         Фото автора 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники