«Иоганн Себастьян Бах и органная музыка XIX-XX веков».

Опубликовано 24.05.2021 в разделе Мир Музыки | Москва

 

«Если бы вся музыкальная литература - Бетховен, Шуберт, Шуман -  исчезла, это было бы крайне печально, но если бы мы потеряли Баха  - я был бы безутешен», - так говорил о гениальности Баха его коллега, немецкий композитор Иоганнес Брамс. 


В Москве в Кафедральном соборе святых Петра и Павла зрителями  и слушателями на «Ура!» был воспринят  музыкальный вечер  «Бах и европейская музыка второй половины XX века». Это был заключительный концерт авторского цикла органиста Александра Фисейского  «Иоганн Себастьян Бах и органная музыка XIX-XX веков». 

 

Музыкальное шедевральное представление, организованное фондом Collegium Musicum, позволило   гостям соприкоснуться с крупнейшими школами органной музыки сквозь призму Баха. Данный концерт цикла объединил  вселенную немецкого мастера и сочинения классиков ХХ века, для которых, как и для Баха, орган был способом разговора с небесами. Предполагалось, что  гости музыкального вечера «окунутся»  в эту «вселенную» на полтора часа.  Но уникальная музыка Баха,  эксклюзивное исполнение Александра Фисейского и раритетный  орган (построен в 1898 году - предприятие Вильгельма Зауэра), установленный напротив алтарной части собора «захватили» и не отпускали слушателей еще как минимум часа два после окончания концерта.   

 

Первая часть программы  - баховская. По краям расположились два превосходных, но совершенно разных цикла: прелюдия и фуга ми минор  -  небольшая эффектная пара, написанная молодым Бахом и прелюдия и фуга ми-бемоль мажор -  масштабное сочинение мастера в расцвете творческих сил 

 

Образ органного Баха был бы неполным без виртуозной токкаты:  адажио и фуга до мажор  -  сочинение с самым длинным и сложным соло педали в репертуаре того времени. Дополнилось все это музыкальное разнообразие хоральными  обработками, которые всегда были «душой органной музыки Баха» 

 

Маэстро и виртуоз Александр Владимирович  Фисейский (заслуженный артист РФзаведующий кафедрой органа и клавесина, профессор) включил в концерт  две части из Органной мессы Оливье Мессиана«Птицы и источники» и  «Дуновение Духа». Триумфально завершали программу вечера «Две маленькие пьесы» Альфреда Шнитке 

 

София Губайдулина не раз признавалась, что для нее орган -  «инструмент, который находится выше земной жизни», сакральный инструмент, который ассоциируется с Вселенной.  

 

«И. С. Бах  - такой гигант, что воспринимается не как личность, а как мощная творческая лаборатория, в которой перековывались все творческие навыки, стили, тенденции и искания музыки его времени»-  сказал главное о Бахе и его музыке Борис Владимирович Асафьев - русский и советский композитор, музыкальный критик, Академик АН СССР, Народный артист. 

 

 

 

 

Сабадаш Владимир. 

 

Фото – Владимир Голиков. #Nikonrussia 

 

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Google+
Одноклассники