Владимир Соколов. Люди и роботы: кто кого?

Опубликовано 08.09.2021 в разделе Искусство | Москва

 

Люди и роботы. Эта тема, со времен промышленной английской революции, вновь остро выходит на первый план. Тогда луддиты восстали против машин. Они не хотели, чтобы машины вытесняли людей с производства. Не кажется ли вам, что сегодня происходит нечто подобное?


Недавно премьер-министр России заявил, что пандемия стала катализатором для цифровизации экономики, а это значит, что многие рабочие места на линейном производстве займут роботы. 

Ожидает ли мир война роботов и людей? Об этом мы говорим с крупнейшим бизнесменом России, который поднимал не одно промышленное производство – Владимиром Соколовым.

- Действительно, в последнее время наметилась тенденция, когда наши производственные мощности, заводы, с каждым годом все более роботизируются, совершенствуются. Мы уходим от человеческого фактора, исключающего человеческую ошибку. И ставим задачу перед промышленными роботизированными линиями, где вмешательство человека в производственный процесс минимизировано. Это освобождает людей, ранее работавших на производствах, с их рабочих мест и действительно, такая проблема существует.

С другой стороны, как я уже упомянул – исключение человеческого фактора, а вместе с этим, человеческой ошибки при производстве какого-либо конечного продукта является плюсом для конечного потребителя. Как быть в такой сложившейся ситуации, где, с одной стороны –важнейший аспект как качество конечной продукции, с другой стороны – отсутствие рабочих мест для людей, которые уступили свои рабочие места роботам?

Мы долго рассуждали на эту тему с аналитиками – пересмотрели кучу литературы, изучили множество информации, общались с разными комитетами, которые занимаются промышленностью, в том числе, оборонной, кибернетикой и с другими сферами современного производства, где не обойтись уже без ЧПУ и ПЛС. Мы пришли к выводу, что прогресс неизбежен и люди, которые ранее занимали эти площадки, также должны развиваться, проходить переобучение, переквалификацию, искать себя в других позициях. Тем более, для них открытыпозиции для таких людей в нишах, которыми занимается правительство. Это кибернетика, электроника, роботизация. Без проблем можно получать образование в этой области, есть много хороших ВУЗов, которые смогут дать эти навыки и знания людям, которые смогут в последующем их применить и быть реализованными уже в новой отрасли, тем самым, приносить благо для себя и для страны в целом.

- Ваши производства показывают в этом смысле прекрасные результаты. Один из примеров – Дмитровский машиностроительный завод, который за короткий период, под вашим руководством достиг рекордных показателей. Расскажите поподробнее о его деятельности.

- Дмитровскому машиностроительному заводу около трех с половиной лет. Когда зарождалось это производство, мы закупили несколько пробных станков и производственных линий в странах дальнего Зарубежья – Китае, Турции и Венгрии и первоначально занимались его вводом в эксплуатацию, а также гарантийным ремонтом. Это навело наших инженеров на мысль о модернизации отечественного оборудования, чтобы оно отвечало мировым требованиям современного производства. Нам удалось этого добиться в короткие сроки. Вот уже три года наше предприятие самостоятельно выпускает оборудование на российской площадке в городе-герое Дмитров.

- Сколько людей работает на предприятии? Как решается кадровый вопрос в связи с информатизацией производства?

- На предприятии сегодня трудится около двухсот человек. Это механический цех, где происходит сборка тех или иных агрегатов, цех покраски, цех электроники, выпуск готовой продукции. На старте, до пандемии, людейу нас работало гораздо меньше. Но, в связи с ростом производства, мы открыли новые рабочие места. Независимо от того, что новые станки по плазменной резке металла и новые токарные станки роботизированы, и человеческий фактор там минимален, наше производство растет, и количество рабочих мест увеличивается. Я думаю, что это связано с увеличением потребности на нашу продукцию. Стройка в последнее время сильно развита, соответственно, возрастает спрос на оборудование по производству окон, стеклопакетов, профнастилов. Как раз наш завод специализируется на выпуске таких агрегатов и линий, на которых в дальнейшем выпускаются строительные материалы.

- В 2016 году вы были признаны лучшим предпринимателем года за контракт с Министерством обороны США. А есть ли примеры того, когда вы экспортировали свою продукцию за рубеж?

- 2016 год – это пик нашей деятельности, когда мы не только завозили оборудование, но и сами экспортировали его в страны дальнего Зарубежья. Одним из примеров было заключение контракта с Министерством обороны США на завоз крупного аграрного комплекса MigIndustries. Это машина на колесной базе с дизельным генератором, которая быстро позволяет возводить в поле бескаркасные арочные сооружения. За 10 рабочих дней можно построить зернохранилище объемом 1000 кв. м.

- А где можно увидеть эту чудо-машину?

- У нас на базе в Дмитрове есть такая машина. Она приехала недавнос объекта. Мы строили комплекс для хранения овощей и зерна по заказу Министерства сельского хозяйства Брянской области.

В 2018 году мы поставили пробную партию наших станков и наших линий для производства ПВХ в Мексику. До прихода нашего предприятия в Мексике не было ни одного пластикового окна, даже в пятизвёздочных отелях были деревянные окна, которые пропускали воздух. Кондиционеры работали на износ, так как охлаждали, практически, улицу. С приходом нашей компании, теперь в Мексике, в каждом штате, находится свой завод по производству стеклопакетов и окон. Это наша заслуга.

- Какой прекрасный пример для экономики России! Однако, эксперты Всемирного банка главным препятствием для развития нашего производства и экономики в целом, считают отсутствие непрерывного образования. ВУЗы, к сожалению, не являются «кузницей кадров» для предприятий. А знания, полученные студентами, устаревают, не дойдя до производства.

- Действительно, многие российские ВУЗы сегодня находятся в некоей стагнации, что в последующем сказывается на компетенции и квалификации студентов-выпускников. К счастью, у нас, в Москве есть такие современные площадки – «Синергия», «Сколково», где происходит тщательный отбор и выявление компетенции студентов и выпускников. На ранней стадии, студент зачастую не понимает, где он хочет видеть себя в будущем – в механике, электронике, медицине… Эти площадки помогают выявлять потенциал того или иного студента, раскрывать, направлять и обучать его целенаправленно.

- Ваша целеустремленность и трудолюбие заслуживает величайшего восхищения. Расскажите о своём пути – ведь за вашими плечами пять высших образований! Что толкает вас постоянно куда-то устремляться?

- Мое первое высшее образование – это спецификация «Технология и менеджмент машиностроения». Тяга к машиностроению, роботизации, оборудованию была у меня с детства. Это послужило выбором первой специальности, которую я получил в Московском государственном университете приборостроения и информатики. Затем последовала организация собственного бизнеса. В процессе работы я пришел к выводу, что мне необходимы дополнительные знания. Я понимал, что это должен быть либо Гарвард, либо Оксфорд. Я поступил на дистанционную форму обучения в Гарвард. Успешно закончил программу МВА, которая значительно расширила моё сознание и компетенцию, что, в свою очередь, послужило толчком для получения дополнительных знаний углубленного характера. Если говорить об МВА – то это управление человеческими ресурсами, микро-,макро-экономика, тайм-менеджмент, международная и целевая юриспруденция. Некоторые дисциплины мне показались очень интересными, и мне захотелось углубить свои знания. Если брать, к примеру, юриспруденцию, то это недавно оконченная Академия Управления по специальности «Юриспруденция», которую я окончил с отличием, с красным дипломом. Если брать «Управление человеческими ресурсами», то этоРАНХиГСприПрезидентеРФ, «Экономика на предприятии» - это Университет Финансы и Кредит.

- То есть, в каждой позиции вы можете проверить любого своего сотрудника, так как знаете весь процесс – от и до?

- Конечно! (смеется)

- Одно время считалось, что из-за большой разницы в менталитете, зарубежное образование не ложится на реалии российской действительности. Так ли это?

- Эти знания абсолютно применимы, особенно в крупных компаниях и корпорациях, но не периферийного уровня, а вгородах федерального значения. К тому же, это большой плюс при трудоустройстве. Если за плечами кандидата Оксфорд или Гарвард, однозначно, плюс будет в пользу него.

- Вы давно и успешно занимаетесь общественно-политической деятельностью. В этом году баллотируетесь в муниципальные депутаты Московской области по городскому округу Лобня.Кому как не вам знать, чего же хотят сегодня наши люди, особенно молодые? Насколько верно утверждение о том, что молодежь настроена только развлекаться, и ничего не делать?

- Молодежь сегодня, да и во все времена, разная. Есть молодежь, которая завязана на спорте,на путешествиях, наобучении. Есть те, кто любит погулять. Но, к сожалению, по большому счету, молодежь сейчас потеряна. Если раньше мы молодежь могли поддерживать с помощью старшего поколения, которое могло направить на верный путь, то сейчас, к сожалению, проблема потерянной молодежи существует.К счастью, есть самостоятельная молодежь, которая может самоорганизовать себя и направить в кластеры, о которыхя уже упомянул – тренировки, путешествия, учеба, саморазвитие. Я считаю, что надо уделить большое внимание той молодежи, которая потеряна. Над этим работают многие специализированные кластеры и фонды поддержки молодежи, комитеты при Государственной Думе. Я уверен, что в ближайшем будущем эта проблем будет решена.

 

- Какое внимание в этих комитетах и кластерах уделяется профориентации? Не секрет, то молодой человек скорее захочет стать менеджером, управленцем, нежели рабочим.

 

- Этот вопрос требует глубокого осмысления на государственном уровне, чтобы привлечь рабочий класс на линейное производство. Так же, как возродить колхозы и деревни, которые в свое время кормили нашу страну. В решение этой проблемы нужно вкладывать социальные гарантии, некие льготы, увеличивать мотивационную составляющую, повышать значимость рабочей профессии. Например, раньше кузнец был лидером деревни, механик, слесарь и сантехник  были уважаемыми и высокооплачиваемыми профессиями. Я думаю, потянется молодежь в рабочий кластер и будет заниматься ответственно своим делом.

 

-Куда же молодым людям устремлять сегодня свои намерения, чтобы не пострадать в войне роботов и людей?

 

- Нашей современной молодежи я желаю найти себя, в этом мире, развиваться, стремиться быть реализованным. Добиваться успеха, чтобы на душе были спокойствие и радость!

 

 

Светлана Мельникова.

Фото – из личного архива Владимира Соколова.

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники