«Горбачев» в Театре Наций.

Опубликовано 12.09.2021 в разделе В театр! | Москва


«Потрясающая естественная игра актеров. Поразила постановка с показом актерской «кухни»: как они «прилаживаются» к роли, как ищут интонации, минимум декораций, минимум костюмов. Очень сильный ход – начало спектакля, когда Миронов и Хаматова в «натуральном виде» без костюмов и грима рассказывают историю жизни, точнее – смерти Раисы Максимовны. Это задает камертон всему спектаклю. Я обратила внимание, что композиция кольцевая -  в конце героиня появляется в свадебном платье и говориться о последних ее словах. Она вспоминает о свадебных туфлях: «Отдали мы эти туфли или не отдали?»… композиция закольцевалась. Да и тема мне очень близка. Я узнаю то время, узнаю себя, интересны политические нюансы. Но самое главное – великолепная игра актеров. Миронов и Хаматова оба просто гениально воплотили на сцене историю Любви», - так прокомментировала постановку «Горбачев» в Театре Наций  коллега   Светлана Юрьева.

 

Спектакль «Горбачев» рижанина  Алвиса Херманиса – наверное, самая  обсуждаемая премьера последнего года во всей театральной Москве. Спектакль пересказывает биографии Михаила и Раисы Горбачевых, основываясь на их мемуарах, письмах и публичных выступлениях. Воплощают историю Любви и Жизни два артиста: руководитель Театра наций Евгений Миронов и неподражаемая Чулпан Хаматова.

 

После супер успешного дебюта («Рассказы Шукшина»)  на сцене дома Корша известный европейский режиссер Алвис Херманис решил показать историю несуществующей уже страны через личную линию четы Горбачевых. Постановка  «Горбачев» как никакая другая идеально подходит под сцену Театра Наций. Звездные актеры,  документальная история, концептуальный проект, который комментирует сам себя, потрясающий сюжет, бытовая простота, сентиментальные отношения -   иллюзия жизни на сцене.

 

Любимые Миронов и Хаматова в окружении  артистической  гримерки: полки с париками, рейлы с пиджаками и платьями, туалетные столики, увешанные архивными снимками. Актеры  -  в  повседневной одежде, как на репетиции. Но играют то они Горбачевых. И зритель должен в это поверить – и в гражданский жест, и в политический аспект и в Любовь по-жизни. Вот для этого режиссер и придумал правильный «трюк» - он показывает, как артисты готовят роли. В начале спектакля они с азартом рассказывают и показывают друг другу, как их персонажи говорят, как жестикулируют, как смеются.

 

Во втором отделении солирует, практически в одиночку, Миронов. Его силиконовая лысина с   фотографически точным родимым пятном, последняя сцена, которая относится к нашему времени, сыгранная в маске – верх театрального искусства одаренного актера.  Херманис не приписал героям ни слова от себя: практически все, что звучит со сцены, — их настоящие цитаты из интервью, речей, мемуаров и писем. Политики в спектакле практически нет, а вот частной жизни много: встрече будущего  Президента и его Первой леди режиссер уделяет куда больше времени, чем работе Горбачева во главе СССР.

 

Апофеоз постановки - прощальное телеобращение президента. «Жизненно важным мне представляется сохранить демократические завоевания последних лет…От них нельзя отказываться ни при каких обстоятельствах и ни под каким предлогом. В противном случае все надежды на лучшее будут похоронены». И пустая чашка чая, в которую то ли с укором, то ли с интересом смотрит Первый и последний Президент некогда огромной страны.

 

Десятиминутные овации зала, огромное количество букетов и многократные выходы на «бис» Миронова и Хаматовой – яркое подтверждение «правильного выбора» места, времени и материала спектакля «Горбачев» в Театре Наций.

 

 

 

 

Сабадаш Владимир.

 

Фото – Светлана Юрьева.

 

 

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники