Кристина Асмус: «Мне кажется, что в каждой своей роли – в театре или кино - есть я»

Опубликовано 20.09.2021 в разделе В театр! | Москва


                 

Ну, вот, случилось. Опять "Леди Макбет Мценского уезда", созданная по мотивам одноименного очерка русского писателя и литературного критика Николая Лескова (1831-1895), может зацепить сердце любого зрителя, пришедшего на новый спектакль в Театр имени М.Н. Ермоловой под руководством Олега Меньшикова. Режиссер-постановщик – 32-летний Данил Чащин, окончивший в 2016 году магистратуру Школы-студии МХАТ при Центре имени Всеволода Мейерхольда, курс Виктора Рыжакова. Ставил спектакли во многих театрах, в том числе «Леха» и «Мальва» в МХТ имени А.П. Чехова и «Разговоры после…» в Театре Олега Табакова. Автор инсценировки Ярослав Пулинович. Художник-постановщик - заслуженный художник РФ Максим Обрезков.

 

Драматическая история молодой купчихи Катерины Львовны Измайловой (Кристина Асмус), которая «по уши» влюбляется в молодого красивого приказчика Сергея Калинина (Станислав Раскачаев), готова на все ради своего возлюбленного. Поэтому в ее любовной истории происходит череда жестоких убийств: сначала она отравляет свекра, Бориса Тимофеевича Измайлова (заслуженный артист России, лауреат независимой театральной премии имени Андрея Лобанова Георгий Назаренко), отца своего мужа чтобы спасти Сергея, которого тот запер в погребе. Затем она вместе с возлюбленным убивает своего немолодого мужа, купца Зиновия Борисыча Измайлова (Сергей Власенко). А потом, не задумываясь, душит подушкой малолетнего племянника Федю, который мог бы оспорить её права на наследство.

 

Когда в нашем 10-м классе собирали макулатуру, в которую попали книги, я заинтересовалась одной из них. Ее автором был Николай Лесков, а среди произведений были не только его «Очарованный странник» и «Левша», но и "Леди Макбет Мценского уезда". Ни у кого не спрашивая, я взяла эту книгу домой и залпом прочитала очерк, который произвел на меня неизгладимое впечатление. Любовная трагедия не могла не взволновать и не запомниться. И все те чувства, которые вызвала во мне книга, я испытывала, когда сталкивалась с постановкой этого произведения на театральной сцене или в кино. Например, когда слушала оперу в исполнении артистов Саратовского театра оперы и балета, который в 1998 году привозил ее в Москву на театральный фестиваль "Золотая маска". Именно тогда ее дирижер Юрий Кочнев получил спецприз жюри "За мастерское и вдохновенное исполнение музыки Дмитрия Шостаковича". И когда слушала ее в Большом театре под названием "Катерина Измайлова" (премьера 18 февраля 2016 года). И когда смотрела фильм-оперу, снятый по сценарию Дмитрия Дмитриевича по мотивам оригинального произведения Николая Лескова с Галиной Вишневской (1966), а также художественный фильм режиссера Романа Балаяна "Леди Макбет Мценского уезда" с Натальей Андрейченко (Катерина Измайлова) и Александром Абдуловым (Сергей) (1989).

 

Но сейчас, когда в Ермоловском театре был устроен пресс-показ, на котором представителям СМИ показали лишь фрагмент нового спектакля «Леди Макбет Мценского уезда», по нему нельзя судить о всей постановке в целом. Хотя я и высказала положительное мнение о ней, поскольку меня задела привлекательная игра Кристины Асмус и ее партнера Станислава Раскачаева. Правда, один мой коллега спросил: «А Вы видели Наталью Гундареву в этой роли в театре имени Вл. Маяковского (премьера 1979 года)?». Я ответила: «Нет». «А в Московском театре юного зрителя Елизавету Боярскую?» (премьера 2013 года). Я ответила также. И при этом добавила: «А зачем сравнивать?». На что он заметил: «Все познается в сравнении».  

 

В данном случае для меня, наверно, не так. Нравится тебе или нет – это дело личное, во многом зависящее от опыта, от восприятия того, что и как играют на сцене. При этом, безусловно, не надо забывать, что в свое время и на других сценах играли одну и ту же роль те или иные актеры и актрисы. Все дело в индивидуальном прочтении образа.

 

В небольшом отрывке, который удалось посмотреть, можно было увидеть, как молодая, красивая женщина, испытывающая всепоглощающую страсть к молодому человеку, упорно добивается его со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Творческий тандем Кристины Асмус и Станислава Расчкачаева смотрелся с неподдельным интересом. Не последнюю роль здесь играла и миловидная внешность героини в лице актрисы, выступающей в образе Катерины Измайловой с современной модной прической светлых волос на голове и в легком прозрачном платье. Да и образ Сергея Калинина был серьезно отработан и его характер естественно схвачен актером.

 

На брифинге по окончании спектакля 31-летний Станислав Раскачаев,  окончивший актерский факультет ВГИК (мастерская Игоря Ясуловича), подчеркнул, что, создавая образ, вспомнил себя молодым. «Я живой человек. И любил, когда нельзя было любить. И добивался того, когда нельзя было добиваться. И по правде с Катериной Измайловой целовался не я, а… Калинин Сергей».

 

В свою очередь, Кристина Асмус, отвечая на вопрос, на сколько ей близка ее героиня, ответила: «Мне непонятно, когда актеры говорят, что не имеют никакого отношения к создаваемому ими образу. Мне кажется, что в каждой своей роли – в театре или кино - есть я. Я сказала бы, что мы с моей героиней очень похожи. Это подарок моей жизни. Также, как и режиссер Данил Чащин, который прислушивался ко мне, когда мы отрабатывали с ним образ Катерины Измайловой в сотворчестве». 

 

По признанию актрисы, на сегодняшний день это ее самая большая роль. Она еще и знаковая для нее, так как наступил ее десятый юбилейный сезон в этом театре.

 

 

Алла Буловинова

 

Фото автора


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники