В спектакле «Моцарт «Дон Жуан» Генеральная репетиция» каждый получает свою минуту славы…

Опубликовано 11.10.2021 в разделе В театр! | Москва

 

 

Так считает культурный обозреватель Илья Золкин, говоря о постановке с таким названием известного режиссера Дмитрия Крымова, премьера которой состоялась весной, 29 апреля 2021 года.


- В прошлом театральном сезоне, 2020/2021 гг., вышел спектакль Дмитрия Крымова «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция». Его, практически, ждали целый год. Это было связано с пандемией, из-за которой самостоятельная, экспериментальная и дебютная работа режиссера в театре «Мастерская Петра» Фоменко» была прикрыта. И после того, как театр пересидел полнейший локдаун, Дмитрий Крымов снова взялся сочинять свой спектакль, планируя изначально сделать оперу «Дон Жуан» Моцарта. Но в драматическом театре осуществить это нельзя, поэтому, он, отталкиваясь от моцартовской оперы, что-то планировал сделать.

 

Небезынтересно, что поначалу он увлек своей идеей ведущих артистов - «отцов-основателей» театра «Мастерская Петра Фоменко», которые вдруг дали ему отворот-поворот. Но это не остановило его от осуществления своего замысла. В итоге, он взял более молодую команду из «фоменок» и, заручившись их поддержкой, стал сочинять сценарий спектакля с чистого листа.

 

Сегодня это уже серьезное произведение, которое вошло в книгу Дмитрия Анатольевича под названием «Своими словами», выпущенную в 2021 году издательством «Новое литературное обозрение». В нее вошли режиссерские экземпляры девяти спектаклей, записанные до того, как они были поставлены. В их числе «Сережа» (спектакль МХТ имени А.П. Чехова), «Все тут» (Школа современной пьесы) и последний на тот момент спектакль «Костик» (театр им. А.С. Пушкина). 

 

Получив поддержку артистов и взяв на главную роль единственного из «отцов-основателей» «Мастерской Петра Фоменко» 42-летнего Евгения Цыганова – абсолютную звезду театра, он продолжил сочинять спектакль.

 

Примечательно, что Евгений Эдуардович, хотя и служит в театре давно, но в сознании массового зрителя он ассоциируется как киноартист, поскольку театр для него как бы оставался на втором плане. Даже когда Петр Наумович, еще живой, предлагал ему роли в своих спектаклях, он понимал, что у этого артиста кинокарьера идет в гору, что происходит и сейчас.

 

Цыганов один из самых востребованных и снимаемых актеров российского кинематографа. При этом за последние годы он, как режиссер, поставил на сцене «Мастерской Петра Фоменко» спектакль «Олимпию» по пьесе Мухиной. Роль Бабушки в нем исполняла Екатернна Васильева. И сыграл роль Михеева в спектакле Петра Фоменко «Одна абсолютно счастливая деревня» (2000), заменив в нем Сергея Тарамаева. А также Карандышева в предпоследнем спектакле Петра Наумовича «Бесприданница» (2008).

 

Многие были удивлены, что Цыганов-актер оказался именно в постановке Дмитрия Крымова, так как многие считали его актером одной краски на все случаи жизни. Но в этом спектакле он открывается для зрителей как артист широкого диапазона, способный видоизменять себя, перевоплощаясь абсолютно феноменально.

 

Этому способствует невероятная творческая находка Дмитрия Крымова и его помощников, связанная с использованием актерского грима и созданием уникальной маски для главного героя. Она-то определяет половину успеха спектакля. И, конечно, еще важно, на ком эта маска.

 

- А что представляет собой образ режиссера, в который искусно по воле Крымова перевоплощается Цыганов?

 

= Образ, созданный Цыгановым, по мнению многих, с одной стороны, вобрал в себя черты лучших режиссеров-тиранов, а, с другой, великих художников-творцов, театральных режиссеров и кинематографистов. Безусловно, какие-то черты разных именитых мастеров узнаются в образе, созданном Евгением Эдуардовичем.

 

Произведение Дмитрия Крымова ценно тем, что оно говорит о вечном служении искусству, причем на всех уровнях. И с точки зрения высших чинов в театре - режиссера и актеров. И о тех людях, которые работая в театре, занимают в нем не самые высокие посты, вплоть до уборщицы. То есть, священное служение театру в любой ипостаси – одна из тем, которая поднимается в спектакле.

 

Правда, некоторые говорят, что «Моцарт. «Дон Жуан». Генеральная репетиция» в общем-то, что называется, создан для своих. Поскольку не каждый зритель, пришедший на спектакль, поймет и считает смыслы, созданные Дмитрием Анатольевичем. Но в любом случае, каждый зритель найдет в нем что-то свое, что ценно.

 

- Многие подмечают, что таких высоких цен на билеты на этот спектакль, никогда не было в театре «Мастерская Петра Фоменко».

 

- Да. Но здесь не тот случай, когда спектакль коммерческий, потому что спрос рождает предложение. И если все билеты продаются, то, значит, произведение заслуживает этого. Здесь все сошлось: и первоклассное произведение искусства, и его востребованность массовой культурой, что на театре бывает редко. И не только на театре, но и в кинематографе, когда есть авторское произведение, которое не нуждается в том, чтобы зазывать на него зрителя, потому что он изначально готов пойти на него.

 

При этом надо заметить, что Дмитрий Крымов вместе со своим искусством занимается еще и просвещением, прививая ни всегда образованному зрителю некий вкус, который в жизни потом ему может пригодиться.

 

- А какие еще актеры участвуют в постановке?

 

= В театре «Мастерская Петра Фоменко» всегда был ряд ярких артистов, хотя они давно не получали заметных ролей. Например, один из самых опытных артистов Тагир Рахимов. И хотя в спектакле «Моцарт «Дон Жуан».  Генеральная репетиция» он выходит на сцену далеко не в главной роли - помрежа, но запоминается больше, чем в главной роли. И не только он.

 

Есть и другие замечательные артисты. В этом спектакле каждый получает свою минуту славы. В том числе великолепная Роза Шмуклер. За роль уборщицы Розалии в этом спектакле она стала лауреатом театральной премии газеты «Московский комсомолец» (2021) в номинации «Лучшая женская роль второго плана» (категория начинающие). А также Игорь Войнаровский (заведующий поворотным кругом Игорь Вячеславович), Полина Айрапетова (только что приехавшая из Италии Полина), Вера Строкова (рекизитор I), Амбарцум Кабанян (Дон Оттавио). В общем-то можно перечислить всех артистов, выступающих в спектакле в небольшой роли.

 

Важно, что Дмитрий Крымов каждому артисту придумал какую-то манкую вещь, которая дает возможность зрителю запомнить его в данной роли. И даже потом пойти на другой спектакль с его участием в другой роли.

 

- Но все же, самым интересным моментом в спектакле остается то, что зрители спорили и будут спорить о том, поют ли артисты в нем своим голосом?

 

= Да, Крымову не удалось поставить полностью до конца оперный спектакль «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция». Но все-таки от своей идеи он не отказался и дал своим артистам что-то спеть. Так, вот, поют ли они своими голосами оперные партии или нет? Или они все-таки открывают рот под чужую фонограмму? Это остается тайной для каждого зрителя. И это не спешат раскрывать ни Дмитрий Крымов, ни артисты, занятые в постановке.

 

P.S. Сегодня Дмитрий Крымов, находясь на пике своей творческой формы, перешел рубеж 60-летия, хотя выглядит молодо. К сожалению, до этого возраста не дожил его знаменитый отец Анатолий Эфрос, создавший свои режиссерские шедевры. А расцвет Дмитрия Крымова, как режиссера, пришелся уже на более поздние годы.

 

Сегодня Дмитрий Крымов является одним из самых востребованных режиссеров, его постановок ждут, их будет все больше и больше.

 

А еще хочется верить, что когда-нибудь он, наконец-то, возглавит свой собственный театр, где его спектакли смогут сосредоточиться в одном месте. 

 

Тем более, что Дмитрий Крымов имеет большое количество учеников, он давно преподает в ГИТИСе, у него есть своя мастерская. Так что он заслуживает свой театр, но об этом в другой раз…

 

 

 

Алла Буловинова 

 

Фото автора

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Google+
Одноклассники