Актерское назначение на должность художественного руководителя театра можно воспринимать как рулетку, когда что-либо предсказать невозможно

Опубликовано 28.10.2021 в разделе В театр! | Москва

 

Ну, вот, какие новости оказались 27 октября 2021 года в театральном мире столицы. Покинул свой пост художественного руководителя Московского художественного театра имени А.П. Чехова (МХТ) Сергей Женовач. Этот пост теперь будет занят народным артистом РФ Константином Хабенским, который получил широкую известность благодаря съемкам во многих нашумевших фильмах, в том числе "Свои", Дмитрия Месхиева (2004), "Статский советник" Филиппа Янковского (2005), "Адмирал" Андрея Кравчука (2008) и др. 


Хотя еще недавно на сборе труппы и брифинге для журналистов именно Сергей Васильевич уверенно озвучил планы театра на новый 2021/2022 гг. При этом, кажется, что не три года назад, в апреле 2018 года, а совсем недавно он приступил к своим непростым обязанностям в МХТ, одновременно имея за плечами свой, созданный им в 2005 году из выпускников его Мастерской в ГИТИСе, театральный дом - Студию театрального искусства (СТИ), расположенную на улице Станиславского, дом 21, стр. 7. 

 

Примечательно, что на этом месте в XIX веке находилась знаменитая на всю Россию золотоканительная фабрика семьи Алексеевых, в которой в 1863 году родился Константин Сергеевич Алексеев, известный в мировом сообществе под фамилией Станиславский. Символично, что в этом театральном доме всегда чисто, тепло и уютно, а гостей, то бишь всех многочисленных зрителей, потчуют за огромным столом чаем из самовара и яблоками.
                   Отрадно, что в обширном репертуаре театра есть замечательные спектакли. Чего стоит один из них продолжительностью более пяти часов "Один день в Макондо" 38-летнего режиссера Егора Перегудова, лауреата Международной премии Станиславского и премии "Хрустальная Турандот".
 А чего стоят безумно талантливые артисты этого театра, среди которых неподражаемый Алексей Вертков, выступающий и на других известных сценах столицы. 

 

Но сейчас все-таки о другом. Обратившись к интервью с культурным обозревателем Ильей Золкиным (Новый художественный руководитель МХТ представлен труппе , - http://russcult.ru/article.php?id=885. Опубликовано 04.05.2018 в разделе В театр! | Москва), я вспомнила не только его озабоченность по поводу того, как приняла труппа нового художественного руководителя МХТ после смерти прежнего художественного руководителя, народного артиста СССР Олега Павловича Табакова, но и его незамысловатое высказывание о том, что на самом деле может ждать того в будущем. "Хотя, несомненно, нужно время и даже ни один сезон, чтобы Сергей Женовач мог проявить себя на посту художественного руководителя прославленного театра. И главное, чтобы он справился с тем тотальным прессингом, который может на него давить".

 

Признаюсь, что в то время я настороженно отнеслась к словам Ильи Дмитриевича, но промолчала. В чем и призналась ему сегодня. На это он мне без обиняков заметил: "Хабенского устранить будет сложнее. За ним есть зритель, многочисленная армия тех, кто даже в театре никогда не бывал. Хочешь не хочешь, но объективно получается, что актерская репутация для художественного руководителя оказывается поважнее. Именно антимедийность Сергея Женовача, а также художественного руководителя МХАТ имени М. Горького Эдуарда Боякова, директора театра «Ленком» Марка Варшавера делает их уязвимее. Поэтому для руководства театром бывает важнее не профессионализм в театральной сфере, а широкое признание среди многочисленной публики". 

 

При этом, по словам Ильи Золкина, "Актерское назначение на должность художественного руководителя театра можно воспринимать как рулетку, когда что-либо предсказать невозможно. Тут многое зависит от вкусов руководителя-актера, от его заинтересованности в театральном процессе. Совершенно очевидно, что самодурства в актерах-руководителях не меньше, чем в режиссерах-руководителях. Еще более очевидно, что актеру всегда важнее успех, чем художественный продукт. В связи с этим касса для актера-руководителя, в первую очередь, успех театра, а для таких, как Женовач, мудрых, но социально не успешных людей - дело второе.


                   Правда, у нас есть один неудачный пример актерского руководства театром – народный артист РФ Олег Меньшиков. Его любит зритель и все ему прощает. Но некая отстраненность Олега Евгеньевича от общественной жизни, не горение театром как таковым - делают свое дело".
                     И еще, пожалуй, на одно из высказываний Ильи Золкина, знающего театр не понаслышке, стоит обратить внимание: "Сегодня надо привыкнуть к тому, что театр в России становится не местом душевных поисков. Это уже почти стопроцентно - сфера развлечения. К тому же в Москве, где все театры конкурируют между собой: у кого лучше, круче, у кого больше публики и т.п.". 

 

И, уж, в завершение такой отличный пример. Судя по высказываниям зрителей и публикациям в прессе, большинству видевших спектакль "Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена" (правдивая история в двух актах) в постановке Виктора Крамера при участии Константина Хабенского, он крайне пришелся не по душе. Но все лояльны, и публика станет  раз за разом приходить на спектакль. И только из-за того, что на сцене в роли Барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена
 отставного российского ротмистра выступает Хабенский. Ведь большим и известным актерам принято прощать все!!! 

 

В обоюдной беседе участвовали Алла Буловинова и Илья Золкин

 

 

 

Фото Ильи Золкина

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники