ДЕВЯТЬ ДУЭТОВ О ЛЮБВИ ПО ПЬЕСЕ А.П. ЧЕХОВА «ДЯДЯ ВАНЯ»

Опубликовано 20.02.2022 в разделе В театр! | Москва

      

 

В учебном театре ГИТИСа, что на улице Пилюгина, дом 2, можно увидеть неожиданное прочтение «Сцен из деревенской жизни». Пьеса окончательно завершена в 1896 году. А на огромной в ширину театральной сцене один за другим представлено девять дуэтов о любви по мотивам знаменитой пьесы А.П. Чехова "Дядя Ваня". И все они необычны, хотя сохраняют основу основ знакового произведения.


Спектакль поставлен в Академии Н.С. Михалкова. В нем заняты слушатели и выпускники актерской мастерской Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова. У каждого за плечами уже есть высшее театральное образование. Первые показы прошли в январе прошлого года при поддержке Министерства культуры РФ. 

 

Литературная и сценическая композиции сделаны Анатолием Васильевым. Идея создания спектакля родилась еще в ноябре 2019 года во время проведения творческой лаборатории этого театрального режиссера и педагога в рамках серии творческих проектов Академии Н.С. Михалкова. По признанию постановщиков, «это была насыщенная работа над текстом пьесы, изучению характеров героев, их взаимоотношений и причин их поступков». В результате «выкристаллизовалась основная тема будущего спектакля – тема любви и неожиданность ее проявлений». А в основе спектакля «оказались сцены-диалоги чеховских героев, с широким использованием пластических решений», и в результате уход постановщиков от привычного изложения сюжетной линии пьесы.

 

Режиссер - 47-летняя Мария Апексимова (Шмаевич), ученица Анатолия Васильева. С 1999 года она – актриса Центрального академического театра Российской Армии. Окончила в Израиле институт "Бейт Цви", в 1995-м поступила на актерский факультет ГИТИСа (мастерская Владимира Левертова, а после его кончины, с 1997 года, ее руководителем стал Борис Морозов). В 2002 году, окончив аспирантуру по кафедре сценической пластики РАТИ (ГИТИС), стала педагогом этой кафедры. В 2011-м окончила режиссерский факультет (мастерская Иосифа Райхельгауза). С 2009 года - режиссер молодежной театральной лаборатории Futuroom (Москва).

 

Декорации художника-сценографа Петра Попова, сына театрального художника, архитектора, заслуженного художника РФ Игоря Попова (1937-2014), в прошлом соавтора многих спектаклей Анатолия Васильева, в том числе по "Маскараду" и "Амфитриону" в "Комеди Франсез".

 

             Музыка - Валерий Васюков, автор музыки и саунд-дизайна к спектаклям Анатолия Васильева, а также Константина Богомолова, Кирилла Серебренникова и других режиссеров. Свет - Тарас Михалевский, главный художник по свету театра «Школа драматического искусства». Художник по костюмам – Вадим Андреев, актер и художник по костюмам этого же театра.

 

Видеохудожник – Александр Шапошников, благодаря которому на заднике сцены постоянно меняются фотослайды, оживляющие сценическое пространство. Точнее, это - фотоколлажи, представляющие деревенскую усадьбу на фоне природы, ручейков, а также винтажные портретные фото, что создает благоприятную атмосферу при просмотре более двухчасового спектакля без антракта.

 

Примечательно, что после того, как в начале 2021 года спектакль был сыгран на сцене Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова, его руководство приняло решение включить постановку в репертуар.

 

И это при том, что в ней нет и намека на привычную классическую постановку пьесы "Дядя Ваня". Здесь ее герои предстают импровизационно, словно выходя из «щелей условности». Они заговорили - каждый сам по себе. Будто, независимо от Антона Павловича Чехова, при этом соблюдая его текст и замысел. Но только с той особенностью, что все сосредоточено на любви действующих лиц. В их числе дядя Ваня и доктор Астров, Елена Андреевна и Соня. И между ними параллельно разыгрываются интимные, любовные истории, как в жизни, о которых в подробностях и эффектно не было рассказано в легендарной пьесе великого русского драматурга. 

 

«Сцены из деревенской жизни» – это спектакль, состоящий из цепочки локальных сцен, не связанных между собой сюжетно и существующих как самостоятельные эпизоды. Здесь пьеса Чехова сложена несколькими линиями, одна из которых наполнена атмосферой влюбленности героев друг в друга и, как водится, интригой в любовных отношениях. Это касается, конечно, проявления влюбленности Войницкого и Астрова в Елену Андреевну.

 

В спектакле во всей своей красе выступают его главные герои. В том числе Серебряков Александр Владимирович, профессор, которого немного в разных составах играют  Антон Нетбай, выпускник Белорусской государственной академии искусств, и Евгений Миронов, выпускник факультета искусств Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. И Елена Андреевна, его жена (Янина Третьякова). Софья Александровна (Соня), его дочь от первого брака, племянница дяди Вани (Христина Полуянова). И скромно сидящая, почти отстраненная от дйствия, Войницкая Мария Васильевна, мать Дяди Вани и первой жены профессора (Мария Шмаевич). А также Войницкий Иван Петрович (Дядя Ваня), её сын, шурин профессора (Максим Григорьев). И Астров Михаил Львович, врач (Никита Башков), играющий заметную роль в спектакле, привлекая внимание своей утонченной пластикой, высоким ростом, худощавостью, ничем не похожего на доктора из других спектаклей.

 

На сцене, сидя рядом с Марией Васильевной Войницкой, постоянно присутствует Илья Ильич Телегин, обедневший помещик, он же Вафля (Иван Попов). Сопровождая своим гитарным аккомпанементом и исполнением мелодичных песен на итальянском языке поочередное представление девяти любовных дуэтов, он на много усиливает восприятие спектакля.

 

Постановка, кажется, удалась на славу!

 

 

 

 

             Алла Буловинова

 

              Фото с сайта театра


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники