Поэзия пластики Максима Аверина.

Опубликовано 26.04.2022 в разделе В театр! | Москва

 

Революционная премьера Театра сатиры.


На днях в Театре сатиры состоялась долгожданная премьера – «Арбенин. Маскарад без слов» в постановке Сергея Землянского. Сергей Юрьевич – мастер рассказывать театральные истории без слов: это уже двадцатая, юбилейная, его постановка такого рода: отсчёт ведётся от «Материнского поля» в филиале Театра им. А.С. Пушкина. Со всеми чувственными метаморфозами лермонтовских героев Землянский взаимодействует без текста, работая в уникальном жанре wordless-drama.

 

Задача была вдвойне сложной, ведь на сцене впервые объединились две труппы (Московского академического театра сатиры и Прогресс Сцены Армена  Джигарханяна), причём первая репетиция состоялась лишь 11 января этого года. Слияние театров де-факто ожидается через месяц, и этот спектакль – первая работа нового театра.

 

На премьере зрителей ожидал сюрприз: на сцену вышло руководство театра – президент Александр Ширвиндт и художественный руководитель Сергей Газаров. Сергей Ишханович позавидовал собравшимся, ведь их ожидает великолепное, ни на что не похожее зрелище. Александр Анатольевич, одно появление которого вызвало восторг публики, в одному ему свойственной манере значительно молчал и, конечно же, шутил. А затем открылся занавес, и началось волшебство.

 

На сцене двое – Арбенин и Нина. В роли Арбенина – Максим Аверин, и этим все сказано. Максим – большой драматический артист, которому подвластно практически все, а еще он прекрасно поет, органично двигается, пишет искренние глубокие стихи… А теперь еще и поэтически танцует. «Арбенин – это моя кармическая роль, – признается актер, – Когда я 15 лет назад играл ее в «Сатириконе», чувствовал, что к ней еще вернусь. Поэзия Лермонтова звучит у меня внутри, поэтому слова уже не нужны». Но сразу же оговаривается: «Это не танцы и не балет, а поэтический спектакль. И хотя там нет ни одного слова, он действительно поэтический благодаря движению, в том числе движению души». И вспоминает слова великой Майи Плисецкой: «Все танцуют под музыку, а я танцую музыку».

 

«Арбенин. Маскарад без слов» – спектакль пластический. И хотя создатели отвергают слово «танцы», поверьте, танцуют они вполне профессионально! Три месяца практически ежедневных репетиций не прошли даром.

 

Премьеру играли два вечера подряд – 21 и 22 апреля. Первый день –  один актерский состав, второй – другой. Меняются исполнители роли Нины, князя Звездича, баронессы Штраль… И только Арбенин один. И хотя Максим Аверин гораздо взрослее своих юных партнеров, играет он без дублеров: «Я старше, мне труднее, но я кайфую». А на вопрос: «Что было сложнее всего? – пожимает плечами: «Если я это сделал, значит мне уже не сложно». После второго дня мы спросили у Максима, ощущает ли он разницу между двумя премьерными спектаклями, и получили ответ: «Спектакль не бывает похож один на другой. Это такая живая материя, рукотворная и невероятная, которую нельзя предугадать и прогнозировать, можно только любить, наслаждаться и дарить. Не могу сказать, какой спектакль был лучше – я доволен каждым из них. Все получилось».

 

Моряна Анттонен-Шестакова первый раз предстала перед зрителями в роли Нины во второй день премьеры (в первый ее играла Майя Горбань). После спектакля юная актриса светилась от радости и не скрывала своих чувств: «Я мечтала поработать с Сергеем Землянским, и когда узнала, что мне предстоит играть в «Маскараде», да еще в роли Нины, испытала невероятное счастье. Все это время я жила в ожидании премьеры, и вот свершилось. Конечно, я волновалась, но, когда я вышла на сцену и увидела полный зал, все мои переживания трансформировались в какую-то другую энергию, открылось второе, третье, четвертое дыхание. Это большое счастье – играть Нину! Тем более, когда рядом партнер, с которым можно кинуться во что угодно, потому что знаешь, что он всегда поймает и поможет».

 

Сценография и вид артистов, столь непривычные для сцены Театра сатиры, поражают уже в первые минуты: Сергей Газаров пригласил Максима Обрезкова, художника-волшебника из Театра Вахтангова. Гостей на балу изображают ростовые куклы, у которых вместо лиц – гипертрофированно большие, кажущиеся фарфоровыми, головы пупсов. По задумке постановщика, такие необычные маски символизируют «то ли детские мечты, то ли кошмары, то ли что-то утраченное». Голос ребенка, в самые драматичные моменты переходящий в плач, слышится и в музыке Павла Акимкина, специально написанной для этого спектакля – нервной, живой, современной и вполне выдерживающей «соревнование» с самим Хачатуряном. На огромную разбитую голову-маску взбирается Нина, незаслуженно обиженная подозрениями мужа. И застывает на ее вершине девочкой на шаре – хрупкая, беззащитная и уже почти раздавленная жестокостью и бездушием этого мира. 

 

«В XXI веке мы стали фарфоровыми, искусственными, – считает Максим Аверин, – Как человеку пробиться сквозь маски? Каждый день мы сталкиваемся с непреодолимой несправедливостью мира. Вот и у Нины разбилась фарфоровая мечта о счастье. А в результате – разрушенная жизнь всех персонажей, не только моего героя. Арбенину любовь была дана как спасение, но он не справился с искушением и усомнился в этом божьем даре. Вот что самое страшное!»

 

В постановке задействованы: Артемий Соколов-Савостьянов (молодой Арбенин), Любовь Козий/ Зоя Бербер (баронесса Штраль), Кристина Исайкина/ Валерия Моисеева (молодая баронесса Штраль), Максим Демченко/ Илья Малаков (князь Звездич), Иван Михайловский/ Антон Буглак (Казарин), Виталий Четков/ Станислав Буров (Шприх) и другие.

 

Но как бы ни были хороши молодые партнеры, внимание зрителей приковано к игре Максима Аверина. Сколько внутреннего накала, чувств, скрытых переживаний в каждом его движении, взгляде, позе! Посмотрите на фото - сколько экспрессии, чувственности, скрытой ревности в его дуэте с Ниной! Или чего только стоит мизансцена с роковым, порочащим Нину письмом, которое он, как ядовитого скорпиона, безуспешно пытается стряхнуть с руки, но оно как будто прилипло намертво… Очень точная метафора неотвратимости судьбы, родившаяся, по признанию артиста, только на финальной репетиции. Впрочем, все в этом спектакле «сочинялось в ходе общего творческого взрыва и желания».

 

И результат не заставил себя ждать: оба премьерных дня зрители аплодировали стоя и долго не отпускали артистов. Премьера состоялась. Браво, Сатира!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Светлана Юрьева.

 

Фото – Сергей Виноградов.

 

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники