100-летие театра имени Владимира Маяковского отметили с новым художественным руководителем Егором Перегудовым

Опубликовано 08.11.2022 в разделе В театр! | Москва


   И не просто. А подготовив к столетнему юбилею спектакль-альманах под названием «Истории» в постановке 39-летнего театрального режиссера Егора Перегудова, педагога и переводчика, 12 лет назад окончившего мастерскую С.В. Женовача на режиссёрском факультете ГИТИСа.

 

С тех пор ему было подвластно все. И спектакль «Время женщин» в театре «Современник» (2011), поставленный по роману   писательницы современной русской литературы Елены Чижовой, победительницы литературной премии "Русский Букер" в 2009 году. И адаптация повести Ивана Шмелева «Человек из ресторана» (2015) и «Дон Жуан» по пьесе Мольера (2018) в театре «Сатирикон».

 

При этом молодой режиссер оказался лауреатом таких престижных наград, как: Международная премия Станиславского в номинации «Перспектива» (2018) и московская международная премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссура» (2019) за спектакль «Один день в Макондо», продолжительностью почти в  восемь часов с двумя антрактами и одним обедом, поставленном по роману Габриэля Гарсиа Маркеса "Сто лет одиночества" в Студии театрального искусства п/р С.В. Женовача, За этот спектакль он также стал лауреатом в номинации «За дерзость и отвагу в работе с литературным текстом» на фестивале "Уроки режиссуры", который проходил в рамках Биеннале театрального искусства.

 

 Отличаются оригинальностью и его более поздние постановки: «Месяц в деревне» по пьесе И.С. Тургенева (2020) и «Сирано де Бержерак» (март, 2022) в МХТ имени А.П. Чехова, где  он, переосмыслив текст Эдмона Ростана, сократил количество персонажей и ввёл в канву постановки «внутренний мир Сирано». А уже в июне 2022 года в Малом зале театра "Мастерская Петра Фоменко" состоялась красочная премьера спектакля «Опасные связи» по роману Пьера Шодерло де Лакло.

 

Так что закономерно, что в мае 2022 года Егора Перегудова назначили художественным руководителем  Театра имени Владимира Маяковского, вся труппа которого безоговорочно с распростертыми объятиями приняла знаменитого режиссера и где через пять месяцев после вступления в должность появился его новый спектакль "Истории", поставленный к 100-летнему юбилею легендарного театра с его корифеями. 

 

В спектакле семь разножанровых историй, взятых из классической литературы и драматургии, которые для своего исполнения с позволения режиссера выбирали сами артисты, исполняя подчас роли в непривычном для них амплуа. И не только те, которые они когда-то играли, но и те, которые они мечтали сыграть.

 

Впервые премьерный спектакль-альманах показали в полном объеме, продолжительностью чуть более трех часов с антрактом, на пресс-показе для представителей СМИ 28 октября, который завершился небольшим брифингом с участием режиссера, художника (сценография и костюмы) и нескольких артистов.

 

Идею необычной сценографии раскрыл известный всем ни по одному спектаклю ныне главный художник Театра имени Вл. Маяковского, народный художник России Владимир Арефьев, являющийся одновременно главным художником Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Он сказал, что поскольку сейчас в театре главная тема - юбилей, «мы старались и в спектакле сделать эту тему центральной. В Маяковке хранится большое количество исторических костюмов, они несут отпечаток времени и стиля. И при этом они очень художественные. Есть довольно почтенные по возрасту, мы все эти костюмы смотрели, изучали, компоновали. Так что в «Истории» вошло 700 костюмов из 100-летней истории Театра Маяковского". Все их можно было увидеть, когда их поднимали вверх и опускали вниз на сцене после смены каждой из семи картин. Они-то и представляли собой необычные декорации к спектаклю из двух действий.

 

В его первом действии случилось воспоминание о спектакле "Смех лангусты", поставленном в 1986 году режиссером Сергеем Яшиным в филиале театра на Сретенке по пьесе Джона Маррелла "Мемуары", где народная артистка РСФСР Светлана Немоляева сыграла трогательный кусочек из этой постановки, в которой она представляла великую французскую актрису Сару Бернар в дуэте вместе с Александром Лазаревым-старшим, исполнявшим роль ее секретаря. Важно, что в театре сохранилась запись постановки, что позволило в сцене любимой зрителями актрисе партнерствовать с голосом мужа. А в финале даже появилось его изображение на экране.

 

Среди других сцен в первом действии народные артисты России Александр Андриенко и Евгений Парамонов представили «Лебединую песню» Чехова. Анна Ардова и Анатолий Лобоцкий с комедийным блеском разыграли «Драму» Чехова, незабываемую историю о том, как к писателю приходит женщина и читает ему свою длинную пьесу, что доводит его до исступления, и он… убивает ее. Эту роль когда-то в фильме играла народная артистка СССР Фаина Раневская, которая с 1943 по 1949 гг. служила в Театре революции, ныне театр имени Вл. Маяковского. И заключительной сценой в первом действии стала смешная история Аркадия Аверченко «Ключ» с участием Виктора Запорожского. Ивана Сапфирова и неподражаемой Дарьи Поверенновой, изображающей скучающую жену с воображаемым любовником.

 

Во втором действии один за другим были разыграны не похожие ничем друг на друга произведения. Так, народная артистка России Ольга Прокофьева выбрала для исполнения поэму Николая Некрасова «Русские женщины», благодаря которой смогла перевоплотиться в невымышленного персонажа, Марию Николаевну Волконскую, жену декабриста, которая поехала за мужем в Сибирь. Ее партнерами на сцене в этом отрывке были Дмитрий Прокофьев и заслуженный артист России Игорь Марычев.  

 

Следом всем единым ансамблем был сыгран мини-спектакль «Осколок» по рассказу Василия Шукшина с участием заслуженных артистов России Сергея Рубеко (это была его мечта 50-летней давности, еще со студенческой скамьи) и Любови Руденко, и молодой актрисы Алины Вакаевой, выпускницы ГИТИСа 2021 года (мастерская Миндаугаса Карбаускиса). В сцене с хором спектакль украсили своими красивыми певческими голосами такие актрисы, как Римма Комина, Оксана Киселева, Татьяна Рогозина, Анастасия Мишина, а также недавние выпускники ГИТИСа:  Ася Фоменко, Арина НазароваАнастасия Редькина, Юлия Марычева (мастерская Миндаугаса Карбаускиса).

 

Заключительным аккордом спектакля-альманаха «Истории» стало выступление народного артиста России Игоря Костолевского, который то стоя, то сидя на стуле у дымящейся буржуйки проникновенно читал рассказ о любви Ивана Бунина "Солнечный удар".

 

Сама премьера «Историй» состоялась 29 октября с приглашением видных деятелей культуры и искусства, директоров и художественных руководителей различных театров.

 

               В связи с повышенным зрительским интересом театр анонсирует его дополнительные показы 18 и 19 ноября, а также 10 и 28 декабря.   Спешите!

 

 

 

 

 

Алла Буловинова

 

Фото автора                                   


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники