В Государственной Третьяковской галерее начала работу уникальная выставка копий русских и грузинских средневековых фресок и икон

Опубликовано 27.12.2023 в разделе Искусство | Москва


   Финальным аккордом уходящего 2023 года в Государственной Третьяковской галерее стала презентация выставки копий русских и грузинских средневековых фресок и икон, созданных знаменитым художником-реставратором Адольфом Николаевичем Овчинниковым. 

 

   Организаторы выставки: Государственная Третьяковская галерея, Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова и Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ).

 

   Масштабный выставочный проект впервые представит широкой публике ключевые работы А.Н. Овчинникова — 11 икон и около 100 произведений графики, воспроизводящих фрески древних пещерных монастырских комплексов Грузии и северных русских храмов.

 

   Татьяна Карпова, заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе:

 

— Мы в рекордные сроки создавали эту выставку в партнерстве с Обществом им. Михаила Абрамова, Всероссийским реставрационным центром имени Грабаря и Иконотекой Адольфа Овчинникова. Она бы не смогла состояться без поддержки Общества Михаила Абрамова и лично Светланы Львовны Абрамовой, которая является большим другом Третьяковской галереи.

 

Уникальный материал, представленный на выставке, безусловно знаком реставраторам и исследователям древнерусского и средневекового грузинского искусства, но широкая публика увидит эти сокровища впервые.

 

Адольф Николаевич участвовал в реставрации целого ряда уникальных памятников, и теперь посетители галереи смогут увидеть их копии, а также копии росписей пещерных храмов Грузии и Новгорода. Благодаря им современники получат возможность понять особенности технологии древних мастеров, чтобы реконструировать древние фрески. Уже нет многих фресок и храмов — они разрушились, но кальки и копии, реконструкции из наследия Адольфа Николаевича, дошли на нас. Его труд по-настоящему можно оценить именно сейчас.

 

   Светлана Абрамова, основатель Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова:

 

— Продолжая большие добрые дела Михаила Юрьевича Абрамова, мы сделали эту выставку в Третьяковской галерее. Это уже не первый наш совместный проект, ставший возможный благодаря многолетней дружбе. То, что вы сегодня увидите, создано большими профессионалами в совершенно короткие сроки. Эта выставка — дань памяти личности Адольфа Овчинникова, который так много сделал для древнерусского и древнегрузинского искусства и помог нам сохранить то, что не удалось сохранить на стенах храмов.

 

   Дмитрий Сергеев, директор ВХНРЦ им. Академика И.Э. Грабаря:

 

— Адольф Николаевич всегда был олицетворением русской и православной культуры. Человеком, который сделал очень многое не только изучая и реставрируя, но и популяризируя христианскую символику, смысл и дух христианского слова. И сегодня нас собрала вместе та сама общая православная культура, которая не разделяет, а объединяет людей на сломе самых надежных основ, позволяя при этом получить духовный рост, который мало возможен в других культурах.

Эта выставка уникальна, потому что такого собрания трудов Адольфа Николаевича, посвященных копиям, воссозданиям детального убранства русских и грузинских храмов в таком масштабе еще не было.

 

   Валерий Фадеев, Советник Президента РФ, Председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:

 

— Все превращается в тлен, кроме искусства, кроме культуры. Видимо, ради этого существует человечество — чтобы оставлять этот сильный культурный след. Тем более, когда вы религиозны, это не просто живопись. Это то, что всегда в сердце человека.

 

   Дизайн выставки неожидан и уникален — копии фресок размещаются в воссозданных интерьерах древних церквей, из которых они происходят. 

 

О реставрационной и исследовательской деятельности Адольфа Николаевича расскажут два произведения, хранящие в фондах Третьяковской галереи — иконы «Святитель Николай Чудотворец (Никола Зарайский), со священномучеником Василием Анкирским и мучеником Андреем Стратилатом», и «Спас (оплечный)».

 

Во время реставрации в 60-х годах икона Спасителя вызывала жаркие споры среди исследователей. Некоторые считали ее искусной подделкой мастеров XIX века, другие произведением самого Андрея Рублева. Ответить на эти вопросы позволят исследования специалистов Третьяковкой галереи.

 

   Наталия Горькова, директор Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова (куратор выставки):

— Благодарим всю команду Третьяковской галереи за безупречную работу, за поддержку и теплую атмосферу, которые сопровождали все время подготовки выставки. И коллег из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря, которые своим энтузиазмом и креативом сделали максимум для этого проекта. Эта экспозиция - подарок всем коллегам, которые влюблены в наследие Адольфа Николаевича Овчинникова, хранят его и популяризируют.  Мы надеемся, что наша совместная работа будет оценена по достоинству.

 

   Александр Горматюк, заведующий Иконотекой А.Н. Овчинникова:

— Всех и не перечислить, кто участвовал в этом удивительном событии открытии выставки. Но самое главное, что в этом участвовал Адольф Николаевич Овчинников. И мне кажется, что именно он сам куратор этой выставки, а мы лишь создаем нитку памяти, чтобы все остальные не забывали и пользовались той благодатью, которую он смог увидеть и раскрыть.

 

   Елена Саенкова, заведующая отделом Древнерусского Искусства Государственной Третьяковской галереи:

— Благодарю всех, кто работал день и ночь, и наш выставочный отдел, и наш отдел древнерусского искусства, и наших замечательных реставраторов, коллег, Общество имени Михаила Абрамова, Светлану Львовну Абрамову, которые не покладая рук в течение 24 часов ежедневно пытались довести выставку до финала. Это наш с вами новогодний подарок!

 

 

 

Информация:

 

Заслуженный деятель искусств, художник-реставратор высшей квалификации и человек неординарного таланта, Адольф Николаевич Овчинников (1931–2021) всю свою жизнь посвятил спасению, восстановлению и изучению древних памятников. Его работа порой приводила к подлинным научным открытиям. Разработанный и широко применявшийся Овчинниковым реставрационный метод опирался не только на тщательное изучение произведений, но и на его творческую интуицию и поистине артистическое вдохновение. Реставрация икон и фресок нередко сопровождалась исполнением калек, копий и копий-реконструкций, что помогало воссоздавать процесс работы средневековых мастеров. Желая досконально изучить секреты стенописного мастерства, Овчинников неоднократно возвращался к любимым памятникам. Так, росписи XII века в церкви Святого Георгия в Старой Ладоге он трижды воспроизводил полностью. Серию этих живописных копий-реконструкций можно увидеть на выставке. 

 

Выполняя копии храмовых росписей, Овчинников внимательно всматривался в технику письма, что позволяло ему давать новые интерпретации известных сюжетов, раскрывавшие глубину замысла средневекового мастера. География работ Овчинникова не ограничивалась древними русскими городами. Стремление к познанию глубинного единства церковного искусства и его сокровенного мистического содержания привело художника на христианский Восток — средневековое искусство Египта, Каппадокии и Грузии стало еще одной большой темой в его наследии. Дольше всего он работал в Грузии, где почти полностью скопировал целый ряд фресковых ансамблей IX–XIII веков в храмах пещерного монастыря Саберееби в Давид-Гареджи, в Атени, Бетоне и Ачи. В копиях и кальках Овчинникова нередко оказывались запечатлены впоследствии утраченные фрагменты древней живописи и даже целые композиции. Точнее представить, как фрески располагались внутри грузинских и древнерусских храмов и сочетались друг с другом художественно и по смыслу, помогают представленные в залах масштабные объемно-пространственные реконструкции. Копирование памятников оказалось невероятно важным для истории искусства, поскольку позволяет сохранить хрупкое художественное наследие, которое в силу разных причин в любой момент может быть утрачено. Еще в 1979 году на конференции в Тбилиси Овчинников впервые выступил с предложением создать на базе ВХНРЦ музей копий. Эта идея получила отклик в художественной среде и даже на государственном уровне, однако реализовать ее удалось лишь много лет спустя. В 2017 году по распоряжению Министерства культуры Российской Федерации была организована научно-реставрационная мастерская «Иконотека А.Н. Овчинникова» при ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря. 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники