Спектакль-лекция от Михаила Барщевского.

Опубликовано 09.04.2024 в разделе Искусство | Москва


«Очень не люблю эффект обманутых ожиданий. Хочу и вас предостеречь. То, что вы увидите, не есть спектакль в обычном значении этого слова. Все будет не так, все не по правилам. От Марка Розовского как-то я услышал фразу Пушкина: «Судить автора надо по тем законам, которые он сам установил». Я установил на сегодняшний вечер закон -  НЕФОРМАТ», - так напутствует зрителей перед премьерой  полномочный представитель Правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях, действительный государственный советник первого класса, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, член элитарного клуба «Что? Где? Когда?»  Михаил Барщевский.

 

Заполненный Малый зал театра «Модерн» (среди гостей Леонид Ярмольник с супругой и Павел Гусев с Ниной Шацкой) с первых минут погружается в необычное действо -  в  пьесе сплелись авторские тексты с импровизацией и позицией автора и исполнителей по самым актуальным темам современности: института семьи, роли денег, неизбежности войн, конфликта поколений и многих других. И все это через импровизации, игру, перевоплощения, и главное – обмена местами, актеров и режиссеров с постановщиками, да еще и с привлечение «говорящего гостя», в данной конкретной постановке это был Гарик Сукачев.

 

Основа постановки (хотя это, скорее всего, репетиция той самой постановки) - проблема преступления и наказания в самом широком смысле – «привет»  Раскольникову и Достоевскому. Барщевский смело «ломает четвертую стену» и зритель понимает, что между  миром театра и реальностью нет преграды. А та самая «стена» лишь продолжение мира, в котором мы живем. Убрав «поэтическую реальность» Барщевский соединяет зрителя и актеров, режиссера и исполнителей, уборщицу и «говорящего гостя».

 

Михаил Барщевский, своими словами и текстами героев, ввергает зрителя в широкомасштабные рассуждениями о юридической и моральной стороне ЛГБТ, педофилии, сроков  полового согласия, принятия и непринятия  военных конфликтов, понимания или непонимания родственной души, или просто соседа по лестничной клетке. И все это через  «ложную» репетицию спектакля, которую исполняют: Евдокия Германова, Кирилл Клименко, Денис Юченков, Гарик Сукачев, Яна Прижанкова и сам Михаил Барщевский.

 

Начинающий художник (Кирилл Клименко) ведет споры с 75-летней (Евдокия Германова)  богатой старушкой, поглядывая на сейф (бриллианты в нем и манят молодого художника) в углу сцены.  Барщевский наблюдает за репетицией, сидя за режиссерским столиком вместе с Денисом Юрченковым.

 

 «Завтра начнем с того места, где ты ее убиваешь», - говорят «создатели спектакля», хотя самой сцены  убийства зритель так и не увидит. Каждый сидящий в зале «достраивает» в своей голове то, что должно произойти в постановке «пьесы в пьесе».

 

«Мешает процессу» Яна Прыжанкова (в образе уборщицы из Таджикистана), требующая  дать ей возможность помыть полы. И только ту зритель понимает, что смотрит мистификацию, в которой  актеры «плохо играют», сбиваются, «забывают текст», и который  им подсказывают Барщевский с Юрченковым.

 

Помимо шикарно исполненных образов всенародно любимой Евдокией Германовой и юной Яной Прижанковой, выходом на помостки рокера Сукачева, парой-тройкой афоризмов о войне, искусстве и народе, «бородатого» анекдота про старого раввина, всем говорившего «и ты прав»,  спектакль «Неформат» заканчивается лекцией Барщевского о Сталине, Рихарде Зорге, Петре Первом, Александре Суворове и «гене страха» как приобретенном качестве русского народа.

 

Зритель после премьеры буквально завалил цветами участников «специальной театральной репетиции» от Михаила Барщевского.

 

 

Владимир Сабадаш.

 

Фото – Мария Молоткова.


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники