Выставка «Шелк и бамбук» с 22 марта проходит в Музее музыки в Москве

Опубликовано 16.04.2024 в разделе Искусство | Москва


 В Российском национальном Музее музыки, что на улице Фадеева, 4, на втором этаже, в рамках «перекрестных» Годов культуры Россия-Китай 2024–2025 гг. в торжественной обстановке открылась красочно обустроенная выставка под названием «Шелк и бамбук». Она является отражением китайской традиционной культуры, а также представляет важные страницы истории последних двух столетий культурных взаимосвязей двух стран.

 

Генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ, член Общественной палаты РФ Михаил Брызгалов, открывая выставку, подчеркнул, что «в нашем музее хранится свыше 250 китайских музыкальных инструментов, а также множество артефактов, связанных с историей культуры России и Китая. На выставке представлена не только богатая китайская коллекция из фондов музея, но и подробно рассказывается о смыслах, которыми она наполнена». 

 

Среди экспонатов, большинство из которых представлено впервые, находятся предметы декоративно-прикладного искусства, музыкальные национальные инструменты, в том числе гонги, барабаны, тарелки, которые использовались не только для музицирования, но и как сигнальные – в военных действиях и походах, а также пипа, прародитель лютни, и скрипка эрху - с шелковыми струнами, театральные маски, характеризующие традиционную культуру Китая, а также эскизы декораций, костюмы постановок, афиши концертов и фотографии, свидетельствующие о многолетних культурных российско-китайских связях. Важно, что для показа на выставке был отреставрирован ряд предметов, среди которых традиционная китайская театральная маска "Царь-обезьян" первой половины XX века.

 

На выставке можно увидеть впервые демонстрируемый струнный музыкальный инструмент Цинь эпохи правления династии Мин (1364–1644), изготовленный из красного дерева и инкрустированный перламутром; ударный музыкальный инструмент Баньгу конца XIX века; эскизы костюмов китайца и китаянки к балету П.И. Чайковского "Щелкунчик" художника-постановщика Валерия Доррера (1928-1984), эскизы декораций и костюмов которого хранятся в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства и Санкт-Петербургской театральной библиотеке.

 

Особое место на выставке отведено пекинской опере, самому яркому из традиционных жанров искусства Китая. Здесь представлены китайские маски театральных героев, фотографии сцен из спектаклей пекинской оперы в Москве в 1950-х и 1980-х годах.

 

В экспозиции привлекает внимание эскиз декорации "В порту" к первому советскому балету "Красный мак" композитора Рейнгольда Глиэра   (художник-постановщик и автор либретто Михаила Курилко), премьера которого состоялась в 1927 году на сцене Большого театра с участием прославленной балерины Екатерины Гельцер.

 

На выставке можно увидеть уникальные фотографии из личного архива российского композитора с этническими китайскими корнями, заслуженного деятеля искусств РФ Цзо Чжэньгуаня, в том числе его снимки с Майей Плисецкой (Ленинград, 1988, Международный фестиваль современной музыки) и Альфредом Шнитке (Москва, 1980-е). Здесь же снимок Давида Ойстраха с китайскими студентами (Китай, 1957), из архива Музея музыки. 

 

На выставке также представлены фотографии выдающегося русского баса Федора Шаляпина на гастролях в Китае и ноты музыкальной рукописи песни «Москва-Пекин», написанной в 1949 году композитором  Вано Мурадели на стихи известного поэта-фронтовика Михаила Вершинина, посвящённые дружбе СССР и коммунистического Китая.

 

В рамках выставки звучат фонограммы с традиционной музыкой Китая, ориентальными фрагментами из произведений русских и советских классиков, а также образцами современной музыки китайских композиторов.

 

P.S. Если говорить о связи шелка и бамбука, то для изготовления большинства китайских музыкальных инструментов используются восемь природных материалов, среди которых главными являются два. Это – шёлк, из которого делают струны для щипковых, например для великана – Цинь. В Китае его называют королем всех инструментов, который среди всех инструментов выделял китайский философ Конфуций.  И бамбук, из которого делают духовые, например Сяо, продольная флейта или губной орган.

 

Считается, что в системе философско-этических и эстетических воззрений китайцев шёлк (шёлковая нить) имеет связь с самим понятием «культура», а бамбук (бамбуковая трубка) представляет собой один из символов пустоты, воплощающей в себе важнейшие идеи китайской культуры: упорядоченность, чистоту и стойкость. При этом, шелк – символ роскоши и красоты, а бамбук – долголетия, гибкости и стойкости. И символично, что поскольку он полый внутри, то от того, чем наполнит его музыкант – какими мыслями, эмоциями, чувствами – зависит звук, который он издает.

 

Открытие выставки «Шелк и бамбук» своим мастерством игры на старинных китайских инструментах украсили студентки из КНР, обучающиеся в Москве в творческих вузах, а также насыщенная экскурсия, которую провела по всем разделам выставки экскурсовод, филолог по образованию, Полина Шубина.

 

Примечательно, что выставка «Шелк и бамбук» работает по 3 ноября 2024 года. Не пропустите!!!

 

 

 

 

   Алла Буловинова

 

    Фото автора


 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники