«Русский след» в рамках 46 ММКФ

Опубликовано 22.04.2024 в разделе Искусство | Москва


19 апреля в Театре мюзикла, что на Пушкинской площади, дом 2/1, при аншлаге кинематографических звезд в изысканных, по последнему слову моды, стартовал 46 Московский международный кинофестиваль, который берет начало с 1935 года, когда председателем жюри был великий режиссер Сергей Эйзенштейн. Бессменным председателем нынешнего форума на протяжении 25 лет является выдающийся кинорежиссер и знаменитый киноактер, народный артист РСФСР Никита Сергеевич Михалков, блеснувший на заре своей творческой карьеры, в 18-летнем возрасте, в картине режиссера Георгия Данелия по сценарию Геннадия Шпаликова «Я шагаю по Москве» в 1963 году.

 

 В программе 46 ММКФ, как всегда, главенствует Основной конкурс, в который вошло 11 картин из разных стран, в том числе из России, Ирана, Румынии, Германии, Австрии, Болгарии, Мексики, Турции и Бангладеш.

 

Председателем жюри Основного конкурса выступает исландский режиссер, продюсер и актер Фридрик Тор Фридрикссон, в прошлом работавший с датским режиссёром, сценаристом и актёром, соавтором манифеста «Догма 95» Ларсом фон Триером. На торжественной церемонии открытия 46 ММКФ Никита Сергеевич передал ему традиционную цепь с образом Георгия Победоносца на весь период его строгого и ответственного судейства на ММКФ, который проходит с 19 по 26 апреля. В состав жюри, помимо 71-летнего Фридрикссона, вошел турецкий режиссер и продюсер Хусейн Карабей, чей фильм "Инсайдеры" с участием его жены, актрисы Гизем Эрман Сойсалды, предстанет на специальном показе обширной внеконкурсной программы кинофестиваля. Вместе с ними фильмы будут оценивать актриса Елена Лядова и режиссер, сценарист Игорь Волошин.

 

Помимо Основного конкурса в программе 46 ММКФ состоятся конкурсы документального (8 фильмов) и короткометражного кино (18 фильмов), а также конкурс «Русские премьеры» (7 фильмов). В него вошли такие, как «Мужчина и женщина» Владимира Котта, «Лгунья» Юлии Трофимовой и «Надо снимать фильмы о любви» Романа Михайлова, снимавшийся в Индии. Участников этой программы будут оценивать кинопродюсер Александр Акопов, актриса Татьяна Лютаева, режиссер и сценарист Андрей Зайцев

 

Заметным явлением на 46 ММКФ станут внеконкурсные программы, в бытность - одна из сильных сторон ММКФ. Особенно это касается фильмов, собранных с ведущих мировых кинофестивалей. Но в 2024 году список лент, например, в «Фестивальном коктейле» оказался небольшим и крупных российских премьер из основных конкурсов Канн или Венеции, к сожалению, практически не состоится. Всего в этой программе 6 картин, в том числе из Италии, Саудовской Аравии, Франции, Испании, Китая.

 

Среди интересных внеконкурсных программ, знакомых по прошлым фестивалям, являются «Дикие ночи», которую собирает кинокритик Егор Москвитин. В нее входят самые страшные и безумные 9 фильмов с хоррор-фестивалей со всего мира. В этом году организаторы обещают провести даже «Ночь ужасов», где будут показаны три картины, которые «напугают зрителей так, чтобы они не уснули». 

 

Среди других внеконкурсных программ остаются: Свободная мысль. Программа документального кино и Специальные показы. 

 

И, конечно, «Русский след» (5 фильмов), в рамках которой не только картина «Караганда», режиссера Макса Вайсберга (США, Индия, 2024), действие в которой происходит в 1994 году и где главный герой фильма– русскоязычный гангстер из Нью-Йорка Владимир, член элитной преступной группировки «Воры в законе», существующей ещё с царских времён. Но и документальная лента «Однажды в Париже» (Болгария, 2024), которую сам режиссер, сценарист и оператор Андрей Чертов, окончивший ВГИК и активно сотрудничавший с Вадимом Абдрашитовым и посвятившим, в частности, свой фильм знаменитому российскому режиссеру, сам первой представил в рамках программы «Русский след». В конце 60-х годов Болгария, будучи союзником СССР, находилась за железным занавесом. Однако некоторые представители интеллигенции уезжали на запад в поисках творческой свободы. Так, молодой болгарский художник оказывается в Париже, куда затем приезжает юная, популярная в Болгарии певица. Судьба сводит их вместе. Девушка продолжает свою музыкальную карьеру, становится успешным аккомпаниатором и аранжировщиком, а художник получает известность благодаря своей новаторской живописи. В середине 70-х оба исполняли русские песни в кабаре. Также среди тех, о ком рассказывается в фильме – известный на западе русский певец Алёша Димитриевич цыганского происхождения, артист, музыкант, исполнитель песен и романсов, представитель первой волны русской эмиграции – ночной король русского Парижа, 1913 года рождения. Выступал вместе со своей сестрой Валей (1905-1983), эмигрировав из России вместе со своим семейным кланом после революции. И знаменитый цыганский певец Володя Поляков (1887-1985), гитарист, исполнитель русских и цыганских песен и романсов. И, конечно же, в фильме предстал блестящий поэт и бард Владимир Высоцкий и с ним Марина Влади.

 

Но красной нитью через весь этот фильм проходит история жизни и творчества Константина Казански, 1945 года рождения, французского композитора, аранжировщика, автора-исполнителя песен, музыковеда, историка, музыкального и артистического директора, родом из Болгарии. Он работал в Париже с Владимиром Высоцким, с которым его познакомил Алёша Димитриевич и с которым он записал несколько пластинок.

 

P.S. Кроме того в рамках 46 Московского международного кинофестиваля состоится конкурсный показ восьми фильмов из России, Китая, Саудовской Аравии, Ирана, Индии, ЮАР, Египта и Бразилии - стран БРИКС. Среди них: «Ненормальный» режиссера Ильи Маланина (Россия), «Примитив» Амитаба Чатерджи (Индия), «Жокей пустыни» Абу Бакра Шауки (Египет и Саудовская Аравия) и другие. В жюри фестиваля БРИКС вошли режиссер и продюсер Алексей Пиманов (председатель жюри), первая женщина-режиссер и сценарист в ОАЭ Найла аль Хаджа, Йиргашева Тешоме (Эфиопия), Жао Шугуан (Китай) и Флоренс Масебе (ЮАР).

 

По словам председателя отборочной комиссии ММКФ, журналиста и продюсера Ивана Кудрявцева, «Страны БРИКС все больше и больше похожи на страны основного мира, которые будут делать погоду уже глобально. И поэтому взгляд на кинематографию стран БРИКС очень важен. Нужно смотреть, что они привозят, что они показывают, чем дышат".

 

И в этом, несомненно, может убедиться каждый, кто посетит 46 Московский международный кинофестиваль. Спешите.

 

 

Алла Буловинова

 

На фото режиссер фильма «Однажды в Париже» ​​​​​​​ Андрей Чертов перед началом показа в кинотеатре «Октябрь» 20 апреля.

 

Фото автора

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники