ОЛЬГА ЕГОШИНА: «Театральный критик полезен театру как зеркало»

Опубликовано 21.12.2017 в разделе Приходите в театр | Москва

На недавно завершившемся YI Международном культурном форуме, где работало 14 секций, одной из важнейших была секция «Театр». Именно ей уделила свое внимание известный театральный критик Ольга Егошина, доктор искусствоведения, профессор Школы-студии МХАТ, к тому же арт-директор фестиваля «Уроки режиссуры». Среди ее опубликованных работ, посвященных театру, можно выделить книгу «Первые сюжеты. Русская сцена на рубеже тысячелетий». В ней новейшая история российского театра на рубеже тысячелетий представлена в лицах "первых сюжетов" русской сцены: от Иннокентия Смоктуновского и Олега Борисова до Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой. За эту книгу в театральном сезоне 2012-2013 гг. она получила Международную театральную премию имени Константина Станиславского в номинации «Театроведение и театральная критика». 

 


     Своими впечатлениями о мероприятии Ольга Владимировна поделилась за чашечкой чая в кафе Главного штаба Государственного Эрмитажа.

- Самой главной новостью в нашей театральной сфере стало решение о том, что в 2019 году Санкт-Петербург впервые станет столицей Международной театральной Олимпиады. В 2001-м ее столицей была Москва, и это был один из главных театральных праздников слома веков. Думаю, что зрители до сих пор не забыли ни того размаха, ни того парада великих имен. Надеюсь, что среди гостей новой Олимпиады, художественным руководителем которой станет народный артист России Валерий Фокин, окажутся многие режиссеры, выступавшие на международном круглом столе под названием "Театральный авангард и система культурных ценностей". Он проходил в медиацентре на Новой сцене Александринского театра в рамках театральной секции Культурного форума, которой в этом году руководил Валерий Фокин. Среди участников: Аттила Виднянский (Венгрия), Люк Персеваль (Бельгии), Хайнер Гёббельс (Германия), Теодорос Терзопулос (Греция), Тадаси Судзуки (Япония), Андрей Жолдак, Вениамин Фильштинский, Андрей Могучий и др. Заявленная тема была «авангард». Но поскольку практики не очень любят теоретизировать на общие темы, то они больше говорили о своем понимании театра, о своем художественном кредо, о своем отношении к автору, публике, о том, как понимают себя в сегодняшнем мире со всеми его проблемами и т.д. Например, Аттила Виднянский говорил о сюжетности, о зрителе, о том, что театр просветительский и т.д. Андрей Жолдак, в свою очередь, рассказывал о том, что поставил спектакль, который практически начинался за 40 минут до прихода публики, а когда она уходила, артисты продолжали играть…

 

режиссер Андрей Могучий

 

режиссер Люк Персеваль

 

- Кто выступал на Международной научно-практической конференции «Революционные тенденции в театральной эстетике. Опыт и сегодняшняя реальность», которая проходила в лектории Главного штаба?

- На ней было много наших коллег из-за рубежа. В том числе итальянский профессор и славист Фаусто Мальковати из Милана – большой знаток Константина Станиславского и истории Московского Художественного театра. Беатрис Пикон-Валлен из Парижа, которая занимается творчеством Мейерхольда, Юрия Любимова и интересуется современным русским театром. Мария Шевцова из Лондона, занимающаяся современным европейским театром и проявляющая интерес к наследию Станиславского, а также новый для меня человек Томаш Кубиковский из Варшавы (Польша). Вместе с ними выступали ведущие московские и петербургские критики, которые должны были говорить о революционных тенденциях, об истории и теории театра, но, в результате, обсуждали тенденции и проблемы современного отечественного театра.

- Что входило в фестивальную программу форума?

- В этом году в ее рамках показали несколько привозных спектаклей. Один из них «Дзяды» драматического театра «Народовы» из Варшавы (Польша), поставленный литовским режиссером Эймунтасом Някрошюсом по поэме классика польской литературы Адама Мицкевича. Из Будапешта приехала постановка Валерия Фокина «Крокодил», сделанная им по рассказу Федора Достоевского. Было несколько других спектаклей, в том числе ряд питерских премьер, которые специально показали гостям форума.

 

Народный артист России Валерий Фокин (слева)

 

- Как Вы думаете, если бы режиссеры, работавшие в начале XX века, увидели сегодняшний театр, они могли бы его узнать?

= Думаю, что могли. Представляю, как радовался бы Всеволод Эмильевич, узнавая свои находки в самых разнообразных работах современных режиссеров. Всегда повторяю студентам: если увидите что-то новое на сцене, то обязательно проверьте мейерхольдовские тома. Потому что с большой долей вероятностей он что-то похожее пробовал; например, отсутствие занавеса, монтаж текста, разбивку действия на эпизоды и т.д.

 

- Все-таки сегодня нужны театральные критики?

= Многие спрашивают: «Нужен ли вообще сегодня театр?». На самом деле это открытый вопрос. Кому-то он не нужен, кому-то – необходим. И пока есть театр, есть и театральные критики. Причем, в разных качествах: и в качестве историков, и в качестве рецензентов. Театральный критик и сегодня остается проводником между театром и зрительным залом, как бы театр от этого не отбивался. Театральный критик крайне полезен театру как зеркало. Но только при одном условии, что это зеркало не врет и не искажает отображаемое.

 

 

 

Алла Буловинова

На снимках: участники секции «Театр» YI Международного культурного форума.

Фото автора


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники