«АТТИЛА» ВЕРДИ НА ФЕСТИВАЛЕ «ОПЕРА live»

Опубликовано 31.12.2017 в разделе Мир Музыки | Москва

Среди восьми мероприятий, которые прошли с 24 октября  по 29 декабря с.г.   в рамках IY Музыкального фестиваля Василия Ладюка «ОПЕРА Live», особое место занимает заключительное. Оно состоялось при аншлаге на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского. Там на итальянском языке с субтитрами шло концертное исполнение оперы «Аттила» Джузеппе Верди. Выдающийся композитор написал ее на либретто Темистокле Солера, основанное на пьесе «Аттила, вождь гуннов» немецкого драматурга Захариаса Вернера. 

 


Первая постановка прошла в 1846 году в театре «Ла Фениче», в Венеции. Она явилась предшественницей многих вердиевских шедевров, в том числе: «Риголетто» (1851), «Травиата» (1852),  «Сицилийская вечеря» (1855), «Трубадур» (1852),  «Бал-маскарад» (1857), «Сила судьбы» (1861) - единственная опера, написанная Верди по заказу российского Императорского Большого Каменного театра Санкт-Петербурга. 

 

 

В концертном исполнении оперы «Аттила» были заняты шесть артистов. В главной партии Аттилы, предводителя гуннов, выступил солист Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Дмитрий Ульянов (бас), известный своим участием в оперных спектаклях ряда ведущих театров России и за рубежом, в том числе Большого. На его Новой и Исторической сцене он исполнял партии Доктора в опере «Воццек» А. Берга (режиссер Дмитрий Черняков, дирижер Теодор Курентзис), Эскамильо в «Кармен» Ж. Бизе и Филиппа II в «Дон Карлосе» Дж. Верди. А с 2016 года выступает в партии купца Бориса Тимофеевича Измайлова в опере «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича, режиссером-постановщиком которой является художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас. 

 

 

 

По словам певца, партия Аттилы стала его дебютом, потому что он исполнял ее впервые. Хотя работать над ней начал еще летом, так как поначалу должен был спеть ее в ноябре во Франции, в Париже и Лионе. Не случилось. Но это ему и помогло попасть на музыкальный фестиваль «ОПЕРА Live» Василия Ладюка, где удалось «прикоснуться к такой интересной и сложной вердиевской партии для баса». Сложность в том, что «она написана практически для бас-баритона в нетипичных для баса тональностях, и центральному басу сложно держать всю высокую тесситуру». Но без ложной скромности, актер заметил, что ему «это удалось, хотя нужно еще много работать для укрепления и усиления достигнутых позиций». 

 

В единственной женской партии оперы, Одабеллы, дочери правителя Аквилеи, павшего на поле брани, выступила Светлана Касьян (сопрано), со всей мощью заявившая о себе в России и мире: молодая певица не раз с успехом выступала в постановках Большого театра и за рубежом. В этом году состоялась ее премьера в роли Одабеллы в опере «Аттила» в Театре имени Лучано Паваротти в Модене (Италия), городе, где родился знаменитый певец.  

 

Василий Ладюк (баритон), исполнявший в «Аттиле» партию римского военачальника Эцио, не только ведущий солист Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова и приглашенный солист Большого театра, где завоевал признание, исполняя такие партии, как Онегин в «Евгеиии Онегине», Жермон в «Травиате» или Марсель в «Богеме». Певец также принимал участие в постановках лучших оперных театров мира. При этом он является вдохновителем и организатором музыкального фестиваля «ОПЕРА Live».  

 

 

Партию Форесто, воина из Аквилеи, представил один из ведущих теноров Мариинского театра Сергей Скороходов. В партии Улдино, молодого бретонца, раба Аттилы, выступил тенор Антон Бочкарев, а в роли старого римлянина Леоне – бас Дмитрий Орлов. Оба - солисты театра «Новая опера».  

 

По словам Дмитрия Ульянова, вкратце напомнившего содержание оперы, Аттила - воинственный вождь гуннов, объединивший и завоевавший в середине V века множество германских, тюркских и других племен, и создавший империю на территории от Рейна до Волги, сравнимой с Римской Империей, с которой он все время воевал, и, практически, дошел до самого Рима. События в опере связаны именно с этим походом в Италию.  

 

Одабелла  - плененная дочь правителя Аквилеи, которая на протяжении всей оперы думает о том, как отомстить Аттиле за смерть отца. Он же в начале оперы восхищен мужеством девушки, и берет ее в свою свиту. При этом римский военачальник Эцио пытается заключить союз с Аттилой в походе на Рим, но когда понимает, что тот справится без него, уходит уязвленным.  

 

Во сне Аттила видит страшный пророческий сон с гигантским старцем, преграждающим ему дорогу на Рим. И когда вдруг сон становится явью, мужество покидает его, и он никак не может решиться на штурм.   

 

Форесто, возлюбленный Одабеллы, желая смерти Аттилы, заключает союз с Эцио, чтобы отравить его. Но когда Одабелла раскрывает Аттиле этот план (чтобы самой отомстить ему!), тот берет ее в свои жены, обещая вскоре войти в Рим. На празднике в честь этого события Одабелла уговаривает Форесто сбежать. Во время свадьбы Аттила обвиняет всех троих в предательстве. В этот момент лагерь окружают римляне, и тогда Одабелла с криком «Отец, эта жертва - тебе!» пронзает Аттила ножом. Пораженный ее коварством, он падает замертво. Римляне торжествуют. 

 

 

Далее Дмитрий уточняет, что эта опера идет достаточно редко на сцене по причине сложных партий для основного квартета главных действующих лиц. Правда, в концертном варианте петь ее чуть проще. «В данный момент, если не ошибаюсь, в России она включена только в репертуар Мариинского театра. В Италии в прошлом году было несколько постановок, в одной из которых пела Светлана Касьян».  

 

На сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского в исполнении оперы «Аттила» принимал участие Академический большой хор «Мастера хорового пения» под управлением художественного руководителя и главного дирижера Льва Конторовича. И весь вечер феерическое выступление солистов и хора сопровождал Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова, за дирижерским пультом которого стоял Павел Смелков, главный дирижер Приморской сцены Мариинского театра. По признанию Дмитрия Ульянова, «это интересный и образованный человек, чуткий музыкант, досконально знающий партитуру с её множеством нюансов».  

 

И добавил: «Особое спасибо хочется сказать публике за оглушительный прием, и пожелать всем в Новом году всего самого наилучшего, здоровья, счастья и новых искрометных впечатлений от увиденных спектаклей и концертов! Пусть у всех в Новом году дни будут только счастливые и солнечные, а вся тьма и несправедливость отступит под натиском любви и мира!» 

 

тенор Антон Бочкарев (театр "Новая Опера")

 

тенор Сергей Скороходов и Владимир Ладюк

 

 Присоединяюсь, с Новым Годом! 

 

                Алла Буловинова 

На снимках: участники «Аттилы» и их близкие. 

 

 Фото автора.  


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники