Илья Золкин: "Любая кинопремия крайне субъективна"

Опубликовано 03.02.2018 в разделе Киномания | Москва


 

 

- Илья Дмитриевич, Ваше отношение к тому, как сегодня развивается кино и что показала торжественная церемония вручения Национальной премии в области кинематографии «Золотой орел»? 

 

= Дело не в том, что показала церемония вручения премии «Золотой орел». Кино у нас было всегда, но сейчас оно связано в большей степени с прокатом. 2017 год стал историческим для отечественного кинематографа, ведущего свое начало с 1991 года, когда вместо СССР появилась Россия. Тогда оно было в гнетущем состоянии, потому что прокат полностью развалился. При этом повсеместно закрывались кинотеатры. И последние десять лет слышались пессимистические разговоры о том, что кино находится в упадке, и что этому не видно ни конца, ни края. Но реальность доказывает, что наш кинематограф встает на обновленные рельсы. Подтверждением этому является то, что в октябре месяце состоялась премьера фильма-сказки «Последний богатырь» замечательного режиссера Дмитрия Дъяченко, который специализируется на развлекательном кино, хотя доселе успешно работал на телевизионной ниве и поставил в театре несколько спектаклей. В том числе «Дорогое сокровище» по пьесе французского драматурга Франсиса Вебера - классика комедии – с его любимым артистом Дмитрием Назаровым в Московском художественном театре имени А.П. Чехова.     

Почему я начал разговор об этой картине? Потому что она стала самой кассовой российского кинопроката и собрала наибольшее количество денег. И на нее сходило большее количество зрителей. Когда такое происходит, то начинаешь искать  тонкости: почему именно эта картина; почему все, что снято с 1991 года, вызвало меньший интерес зрителя? И до конца это не понимаешь. Ну, случилось такое чудо: народ пошел на фильм всей семьей…  

А под самый конец 2017 года, 21 декабря, в прокат выходит картина «Движение вверх» режиссера Антона Мегердичева, основанная на реальных событиях многострадальных Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене (ФРГ). Почему многострадальных?! Потому что во время Олимпиады были теракты, связанные с израильской командой. Но картина не об этом. Об этом американский кинорежиссер Стивен Спилберг рассказал в своем фильме «Мюнхен» (2005).  

«Движение вверх» - фильм о триумфе наших спортсменов на XX летних Олимпийских играх. Это – одна из самых славных страниц советского спорта. Речь идет о победе олимпийской сборной Советского Союза над олимпийской сборной  Соединенных Штатов Америки, когда триумфом стали легендарные «три секунды» в финальном матче мужского баскетбольного турнира! Надо понимать, что до этого, более 20 лет, вообще никто не обыгрывал США. И вдруг победа, и еще, как достигнута! При этом, одно дело -  живая история, когда можно, включив запись, посмотреть на этот матч. Другое, как это все реализовать в кино? 

Режиссер картины не без участия ее продюсеров Леонида Верещагина, Антона Златопольского, и, что важно, при поддержке самого Никиты Сергеевича Михалкова, сделал искреннее, ни капли не фальшивое кино, проникнутое истинным патриотизмом, но не напирающим на него.  

Надо отметить, что это не первая картина, посвященная спортивной тематике. Например, одним из лидеров  в истории российского кинопроката в 2013 году была картина Николая Лебедева «Легенда № 17», тоже основанная на реальных событиях. Правда, это не Олимпийские игры, а хоккейная суперсерия 1972 года между канадцами, которые изначально были фаворитами, и сборной Советского Союза, которая показала себя хорошо, особенно хоккеист Валерий Харламов. 29 января 2014 года фильм удостоен шести премий «Золотой орёл», в том числе став победителем в номинации «Лучший игровой фильм года». 

 

- Какие фильмы Национальная Академия кинематографических искусств и наук России отметила своей кинопремией «Золотой орел» в этом году 

 

= «Золотой орел» не может стоять отдельно от того, что происходит в целом в российском кинематографе. Я сказал о двух картинах, которые были победителями в прокате. Но дело в том, что победители «Золотого орла», в отличие, скажем, от победителей премии Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» и даже от кинопремии «Ника», абсолютно разные. «Золотой орел», например, чаще акцентирован на зрительском массовом кино. Это достаточно принципиальный фактор премии, которую возглавляет Никита Сергеевич Михалков. Судя по номинантам, это – блокбастеры, за исключением одной или двух картин. Согласитесь, что пройти мимо картины Андрея Звягинцева «Нелюбовь» не сможет ни один кинематографист, потому что она, как и все предыдущие картины  этого режиссера (это пятый его фильм!), стала большим событием в нашем кино. Эта картина номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».  

 

Хотя она не победила на «Золотом орле», так же, как и «Аритмия» Бориса Хлебникова, которая помирила всех кинозрителей страны с неприятием авторского кино как такового. Ведь у нас широкая масса людей издавна считала, не вторгаясь в подробности и тонкости этого кино, что оно очерняет действительность и смотреть его не надо, потому что ничего хорошего в нем не покажут. А Борис Хлебников является символом авторского кино, где очернение, на самом деле, происходит ни без определенной правды. Но в новом фильме он проделал работу над ошибками, которые были у него в предыдущих картинах, И сделал честное кино, лишенное педантизма и некой назидательности, в котором показана реальная история из жизни в провинции одной простой рядовой семьи двух молодых людей, работающих в больнице. Художественная правда на экране пленила многих отечественных зрителей, которые наконец-то сказали: «Да, это наша жизнь». Поэтому «Аритмия», победив в «Кинотавре», получила главный приз.

 

э

актриса Ирина Горбачева

 

- А что «Золотой орел»? 

 

= Повторю, что «Золотой орел» может номинировать авторское кино на премию. Но в последние годы академики, видимо, принципиально отдают предпочтение кино массовому, зрительскому, Поэтому в этом году победила картина «Союз-7» Клима Шипенко. Это - типичный блокбастер! На «Оскаре» такой фильм уже давно не побеждает.  

 

режиссер Клим Шипенко

 

- А кому из актеров, режиссеров и т.д. вручили «Золотой орел»?  

 

= Любая кинопремия крайне субъективна. У нас было пять номинантов на лучший фильм года - «Аритмия», «Большой», «Время первых», «Нелюбовь» и «Салют-7». Все пять не отметишь. Поэтому получается, что из одной картины отмечается, например, сценарий. Из второй выбирается актер «За лучшую мужскую роль». Из третьей - за «женскую»… Так, по большому счету,  строится распределение кинопремий на любом кинофестивале. Не лишен этого и «Золотой орел». Например, «Аритмия», которая ничего не получила «За лучший фильм», получила премию «За лучшую женскую роль в кино». Интересно, кстати, то, что академики в этой номинации выбрали ни Алису Фрейндлих за фильм «Большой» Валерия Тодоровского или Марину Неелову за фильм «Карп отмороженный» Владимира Котта, а  молодую артистку Ирину Горбачеву за фильм «Аритмия» 

С одной стороны, дать премию Нееловой, тогда почему не Фрейндлих? Или дать Фрейндлих, почему не Нееловой? Они же обе достойны! Но Горбачева обошла этих корифеев. С другой стороны, зачем тогда номинировать этих актрис и оставить их в «пролете»? Они даже не приехали на церемонию, потому что, видимо, заранее узнали о распределении премий. Хотя Алиса Бруновна получила ее «За лучшую женскую роль второго плана» в картине «Карп отмороженный». При этом, мы прекрасно знаем, что Марина Мстиславовна является одной из любимейших актрис Никиты Михалкова, но ей ничего не досталось. Правда, быть в номинантах тоже престижно. 

Премию за «Лучшую мужскую роль в кино» получил Евгений Миронов, а также за «Лучшую мужскую роль второго плана» Владимир Ильин за фильм «Время первых», который  конкурировал с фильмом «Салют-7» в номинации «Лучший фильм года». Эти два фильма о космосе снимались параллельно, и оба были готовы одновременно. Так получилось, что картина Дмитрия Киселева завоевала право выйти в прокат первой. А уже спустя пять месяцев в прокат вышел «Салют-7». Две картины для многих равнозначны по качеству исполнения, актерским работам и режиссуре. Хотя академики назвали победителем «Золотого орла» «Салют- 7» Клима Шипенко. Эта картина также удостоена премии «За лучший монтаж фильма», которую получили Сергей Бесеу и Мария Сергеенкова. 

 Премию за «Лучшую режиссерскую работу в кино»  вручили Андрею Звягинцеву за фильм «Нелюбовь». Это авторский проект, который от и до, каждую секунду и миллиметр Звягинцев прочувствовал своей личностью и своим взглядом на мир. Об этом на церемонии говорил Александр Роднянский, продюсер картины, работающий с ним уже десять лет. Поэтому, конечно, «за режиссуру», если кому-то и давать, то именно Звягинцеву, хотя его основным конкурентом был Борис Хлебников.  

На «Золотом орле», среди других, была еще высшая награда за телевизионный фильм или мини-сериал (до 10 серий), которую вручили Карену Шахназарову за его «Анну Каренину». Канал «Россия» долго уговаривал его и компанию во главе с Антоном Златопольским что-нибудь снять. И крупный режиссер, наконец, решившись, впервые в своей жизни взялся за телевизионный проект и за классику, правда, слегка переделав ее, и не столько под современность, сколько под свое видение. Вместе с ним и Лиза Боярская получила премию за «Лучшую женскую роль на телевидении» за роль Анны Карениной. 

…Награды наградами, но «Золотой орел» для большинства кинематографистов, присутствовавших на торжественной церемонии в первом павильоне Мосфильма, стал настоящим праздником.  И не только потому, что там вручали премии. Но и потому, что у них появилась редкая возможность повидать друг друга и пообщаться, что немаловажно для каждого...  

 

актриса Елизавета Боярская

 

Народный артист РСФСР Никита Михалков

 

 

 

                    Алла Буловинова 

 

Фото Ильи Золкина 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Google+
Одноклассники