"Пигмалион" в театре п/р Армена Джигарханяна

Опубликовано 09.02.2018 в разделе Приходите в театр | Москва

 


 8 февраля в Московском театре п/р Армена Джигарханяна состоялась премьера спектакля "Пигмалион" по пьесе Джорджа Бернарда Шоу.

 

 "Культура двух столиц" представляет Вашему вниманию интервью с создателями спектакля "Пигмалион".

 

                                                                                               Юрий Клепиков (режиссер-постановщик)

 

 

 

-Вы не в первый раз ставите «Пигмалиона». Что заставило Вас возобновить спектакль? Что-то новое появилось? 

 

 

 

-С очень серьезным намерением я вернулся к пьесе. Изменилось мое отношение к проблеме связи между мужчиной и женщиной. Могут ли они когда-то договориться?  Найдут ли они идеальную связь отношений?  Сегодня  проблема стала жесткой. Изменились мужчина и женщина. И поэтому мне захотелось рассказать с новым ощущением- не сентиментальным, а жестким. Интонация-жесткая. 

 

 

- Относительно образа Миссис Хиггинс. Многие привыкли ее видеть чопорной, великосветской дамой. А здесь она кажется неотесанной, с дурными манерами и привычками дамой, подстать своему сыну Генри…. 

 

 

- Я думаю, что сын от матери очень много наследует. Миссис Хиггинс из буржуа, она не аристократка. Она богатая женщина, и деньги ей позволяют делать то, что она хочет. Она может позволить себе сто пластических операций. Сегодня женщины выглядят намного моложе своих лет. Деньги дают дополнительную энергию молодости. 

 

 

- Что же Вам тогда помешало сделать современную стилизацию пьесы, или возможности театра не позволили? 

 

- Меня больше интересует разбор, обстоятельства. Моя режиссура - работа с актерами. Постановочная часть меня с годами все меньше привлекает. Да, потом надо иметь большие деньги, пригласить Копперфильда и делать аттракцион на сцене (смеется).  Я выбираю историю, а не внешние примочки. 

 

 

- Кто-то из актеров привносил что-то в роль или они выполняли строго Ваши указания? 

 

- В сговоре с актерами - я диктатор. Я так устроен, я хочу выразить свое ощущение и понимание. Из предыдущих актеров остался только А.Анненков. Спектакль другой, изменились люди. 

 

 

 - На какого зрителя Вы рассчитываете? 

 

 

- От 18 лет…  Я сидел в зале с молодыми людьми. Они хорошо слушают, им история понятна. Наше время - время авантюристов, подобных Элизе Дулиттл. 

 

- Смотрите ли Вы постановки «Пигмалиона» в других театрах? В этом сезоне состоялась премьера в театре имаяковского (реж.Л.Хейфец), два сезона назад Т.В.Доронина выпустила «Пигмалион» во МХАТЕ им.Горького. 

 

 

-Я был недавно на премьере Хейфеца, видел в «Современнике»,  я знаю, что пьеса идет много где, но больше я не видел… Мне интересно. Я не сноб, но я ничего не повторяю, и мой спектакль не похож на спектакли, которые я видел. 

 

 

Расскажите о себе: 

 

-Я окончил ГИТИС, курс профессора Голубовского в 1996 году. Я работал в театре им. Станиславского, совместно с С.Спиваком, и мы вместе выпускали спектакли (как второй режиссер). В конце века меня пригласил А.Б. поставить «Фигаро», я выпустил. А.Б. предложил выбор работать у него или в театре им.Станиславского. Я предпочел А.Б и не жалею. У меня здесь есть свобода выбора. Я здесь поставил «Три сестры», «Фигаро», «Вор», «Нас ждут далеко-далеко не здесь». Я ставил за рубежом, в Болгарии «Три сестры», и спектакль шел с большим успехом. 

 

 

-Сколько стоил спектакль? 

 

-Он стоил не больше двух миллионов. Декорации были сделаны 10 лет назад. Сейчас бы на него пришлось потратить от четырех до шести миллионов. Тогда деньги были другие. 

 

 

-Есть ли у Вас любимые актеры? 

 

-Нет. У меня нет этого понятия. Я отношусь ко всем, как к людям. Я строю отношения, как с людьми. Я свободен от любимчиков. 

 

 

-Ходите ли Вы на свои спектакли? 

 

 

-Я очень пристрастен. Я 11 лет держу в репертуаре спектакль «Нас ждут далеко-далеко не здесь», и почти за каждым спектаклем я стараюсь следить. Потому что, как только отвлечешься -  все начнет разваливаться. 

 

 

Напутствие: Я очень сердечно и с уважением отношусь к нашему зрителю. У нас живой театр, наши названия могут быть интересны любой категории зрителей. В последнее время много молодого зрителя, мне интересна их реакция, они помогают мне убирать некоторые штампы… 

 

 

- Армен Борисович присутствовал вчера на Вашем спектакле? 

 

- Да, конечно. Мне нравится, что он держит высокий художественный уровень. Сдача спектакля была жесткой. Надо держать историю Элизы и Генри более агрессивной и жесткой. Сегодня люди более жесткие. К. Собчак вдруг выдвигает себя в президенты, О.Бузова становится певицей. Уровень женщин сегодня изменился,  и не реагировать в своем спектакле на это я не могу. Женщины и мужчины авантюрны, они вовсе не милые, они могут предавать. Мужчины и женщины одинаково опасны, оба могут предать. Сегодня нет компромисса - семья, дети. Спектакль с очень актуальной проблемой. 

 

 

 

Надежда Селиванова  (исполнительница роли Элизы Дулиттл)

 

 

 

- Мы Вас поздравляем! Вы замечательно преобразились из дурнушки в элегантную женщину.  

 

 

    В первой картине вы носите огромную корзину с цветами - не тяжело ли было Вам? Как Вам далась роль? 

 

- Непросто далась. Роль на сопротивление. Перевод советский - не передает английский юмор. Мы переводили, искали английские ругательства, но в итоге даже под конец репетиций у меня стали появляться эти ругательства уже в других спектаклях. 

 

- Какая у Вас по счету роль и давно ли Вы в театре? 

 

 - Я в театре 13 лет, сыграла много. Окончила международный Славянский театральный институт (курс В.Коняева и И.Яцко). До этого занималась в студии у А.Джигарханяна, так и попала к нему в театр ещё до поступления в институт. У него была студия, где вместе с Арменом Борисовичем преподавал Владимир Меньшов (актерские и режиссерские курсы). Студия ныне закрылась, она располагалась в кинотеатре «Ролан» на Чистых прудах. Хотела поступать на режиссера, но у меня не получилось. 

 

 -Вы не оставили мечты о режиссуре? 

 

- Может быть когда-нибудь…. Я вижу насколько это сложная профессия. 

 

- Сколь долго длился репетиционный процесс спектакля «Пигмалион»? 

 

- Он длился около трех месяцев. Мы восстановили спектакль, но многое поменяли. 

 

-Что для Вас режиссер -  диктатор или же…? 

 

- Все режиссеры разные. Бывают диктаторы. Я готова многое терпеть, если я понимаю, что результат того стоит. Режиссер должен очень точно уметь поставить задачу. Все спектакли проходят через Армена Борисовича (А.Б.). У меня в этом сезоне был срочный ввод на роль Бланш Дюбуа в спектакль «Трамвай «Желание». Паника была страшная. За две недели надо было ввестись. А.Б. звонил, поддерживал, очень точную вещь сказал, что ты должна приезжать, получать удовольствие. Режиссер - это человек, который видит по-своему картину и произведение. У Юрия Клепикова получается рассказать историю по-своему. Обычно «Пигмалион» играют, как легкую комедию, а на самом деле, особенно во втором акте, ситуация драматичная, а порой и страшная. 

 

- Что для Вас костюмы? 

 

- Костюмы важны. У нас прекрасный художник по костюмам - Янина Кремер. Каждый костюм - произведение искусства. 

 

 

-С какими режиссерами Вы работали в этом театре? 

 

- В основном работаю с Юрием Клепиковым. «Васса», «Вор», «За двумя зайцами» - все его постановки. Кто бы не ставил, все проходит через А.Б., во многом спектакли после его замечаний меняются. 

 

- Что осталось от работы над спектаклем «Пигмалион»? 

 

- Когда репетируешь, не угадаешь реакцию зала. Хочется начать получать удовольствие, Есть интерес, азарт к новому спектаклю и к моей роли. 

 

 

Юрий Анпилогов  (исполнитель роли Генри Хиггинса)

 

 

 

 

- Вы вернулись после нескольких лет отсутствия на сцену родного театра. С чем связан простой? 

 

 

- Я брал паузу. С момента основания театра я прослужил здесь 15 лет. У меня было 25 названий спектаклей. Потом я преподавал в школе глухих. Я поставил с ними  в театре «Недослов» спектакль «Женитьба» по Н.В.Гоголю. Мне это было очень интересно. Перед новым годом позвонил А.Б. и лично пригласил ввестись в обновленный спектакль «Пигмалион». От таких предложений не отказываются. 

 

 

 

- Что Вы чувствуете в своем герое? Какой он? 

 

 

- Я думаю, что персонаж - это продукт режиссера. Я выполнял его задачу по манере взаимодействия с Элизой. Версия - режиссерская. Он ставил нас в жесткие рамки существования. Нам было интересно, мы много работали с текстом. Мы сами переводили текст. Беспокойные и талантливые люди - каждый талантливый человек отличается беспокойством своего сердца и таланта, и не все воспринимают это положительно. 

 

- Что за отношения у вашего героя с мамой (Миссис Хиггинс). Порой кажется, что их отношения нечто большее, чем просто у мамы с сыном? 

 

 

- Я думаю, что в пьесе нигде не сказано об отцовском воспитании Генри. Он абсолютно маменькин сынок. Он дожил до своих лет и не нашел женщину. А тяга к теплу осталась. Поэтому есть тяга к материнской любви. Он ищет женщину,  как мама. Режиссерский вариант - мать для Генри идеал женщины. Роль Миссис Хиггинс играет Мария Соловьева. Она прима театра, мы с ней сталкивались в «Трех сестрах», «Гедде Габлер». У нас с ней долгая сценическая история, мы с ней чувствуем друг друга, ее сценическая экзальтация мне чрезвычайно близка. 

 

-Есть ли напутствие своему зрителю? 

 

- Идите в театр. Смотрите на название. Сейчас редко увидишь хорошее название, тот же «Пигмалион»… 

 

 

-Какую роль Вы бы хотели сыграть? 

 

- Когда я учился в Школе-студии МХАТ, Инна Соловьева делала опрос: какую роль Вы хотите сыграть?  Я сказал, что хочу сыграть «Недоросль» Фонвизина, чем привел в восторг многих. Ведь обычно пишут о Гамлете и «Отелло». 

 

 

-Какое у Вас амплуа? 

 

-Я характерный актер, могу сыграть любой жанр. 

 

 Мы волновались по поводу реакции зала, накануне был пресс-показ и зрители не реагировали. Но сегодня даже молчание зала было наполненное. 

 

Важно, что Армен Борисович каждый спектакль пропускает через себя. Он очень щедрый человек, наделен природой и талантом, и он щедро делится  этим мастерством с актерами своего театра. Он про себя говорит: я старый клоун, я прожил большую жизнь в театре. У него есть чему учиться! 

 

 

 

Интервью взяли Алла Буловинова и Илья Золкин, фото Ильи Золкина.


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники