Ленинградская неделя Довлатова.

Опубликовано 18.02.2018 в разделе Киномания | Москва

Ленинградская неделя Довлатова. Алексей Герман-младший шел на большой риск, создавая фильм об авторе ставших уже классикой произведений  «Чемодан», «Компромисс» и «Зона». Неделя ленинградской жизни писателя Сергея Довлатова в начале семидесятых прошлого века показана до боли достоверно и правдиво. Перед премьерой на Берлинском кинофестивале  фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов» представили средствам массовой информации в Москве. 

 


Окунутся в серость и советский быт, воссозданный скрупулезно и достоверно художником Еленой Окопной, ноябрьского предпраздничного  Ленинграда 1971 года помогают великолепные актеры, приглашенные мастером. Сергея Довлатова играет сербский суровый красавец  Милош Марич, его друга Иосифа Бродского – российский актер Артур Бесчастный, а жену главного героя великолепно воплотила на экране полька Хелена Суецка. Также в картине занята целая россыпь прекрасных артистов – Данила Козловский, Елена Лядова, Светлана Ходченкова и Антон Шагин. 

 

Сергей Довлатов для многих российских (еще советских) людей является «своим» и потому фильм зритель  воспринимает, как описание свой юности и путеводитель в свое недалекое прошлое. Интернациональный актерский состав и имя самого создателя фильма должны помочь и западному зрителю прикоснутся к советской истории и окунутся в интеллигентский срез литературного Ленинграда. 

 

Фильм  поставлен так, что незнакомство потенциальной публики (особенно западной) с героем повествования стало преимуществом. Этот Довлатов — еще не  колумнист журнала The New Yorker, не автор ироничных  повестей, в честь которого за океаном назвали улицу.  В фильме Алексея Германа-младшего Сергей Довлатов  похож на своего же героя из  «Ремесла» - молодой, перспективный, несчастливый, поскольку его не печатают -  а значит, не читают. «Если ты не член Союза писателей, значит,  тебя и нет вовсе» – именно так о себе говорит герой. Возможно, внешне у него все благополучно – жена (правда, они  на стадии развода), маленькая дочь, друзья (один герой Козловского чего стоит).  Но его не печатают, как и его друга Иосифа Бродского,  а картины его товарищей не выставляют на выставках и Довлатов склонен к тому, что бы считать себя «литературным неудачником». И как приговор всей сложившейся системе лжи и лжепатриотизма звучат слова писателя: «Почему же я ощущаю себя на грани физической катастрофы? Откуда у меня чувство безнадежной жизненной непригодности? В чем причина моей тоски?» На эти вопросы не смогли ответить ни Довлатов, ни Бродский  - и, в конечном счете, вынуждены были уехать из страны через год после показанных событий. 

 

И авторы не зря поднимают эти вопросы в фильме. Ведь именно сегодня эти вопросы столь актуальны в столь непростое время для российской  культуры – Синцов сидит в «Лебеде», а Серебренников под домашним арестом. Нежный и бесконечно грустный фильм Германа  - именно о чувствах безнадежности, непригодности и катастрофы, нормальных для писателя без публикаций. И хотя сейчас совсем иные возможности (благодаря интернету), но фильм «Довлатов» выглядит пугающе современным. 

 

Период, показанный  фильме, как нельзя лучше сочетается с нашим временем: ушедшая эйфория от полусвободы предыдущего десятилетия, чувство расставленных невидимых флажков и наползающая духота. У Германа получилось  соединить в фильме правильно выбранное время, место и героя. Сновидения Довлатова намекают, что туманный, снежный, осенне-зимний Ленинград фильма — не попытка документальной реконструкции, а тоже своего рода сон.  

 

 «Довлатов» - очень личная и, возможно,  самая цельная и внятная картина выдающегося мастера. Предчувствие преждевременного ухода и щемящее чувство нереализованности висит дамокловым мечом над героем картины. По фильму – у Довлатова все еще впереди – но и уехав, он не застал  времени, когда мы все  начали зачитываться его книгами и многие   могли  процитировать его грустные остроты.  

 

Еще одним героем картины является город Ленинград – серое небо, грязная жижа под ногами, журнальная редакция, дача профессора, будни метростроевцев и заводской газеты. И  двое герое фильма - Бродский и Довлатов -  вот-вот покинут этот  неприветный город с его проблемами и возродятся в новом, но уже другом мире. Они оба сделают шаг в неизвестность  и войдут в историю мировой литературы. 

 

И  Довлатов, и каждый из персонажей картины переживают  собственный сюжет, свою маленькую драму, а некоторые и большую (как художник-фарцовщик в исполнении Данилы Козловского) – и все это на фоне главного советского праздника 7 ноября. Первостепенные  слова фильма звучат как набат тому времени и той системе - не осталось иных доблестей, кроме «мужества быть никем и быть собой». И нам, нынешним, тоже стоит задуматься об этом – хотя на дворе уже и  2018-й год. 

 

Картина в российском прокате будет только четыре дня, с 1 по 4 марта - успейте посмотреть сами и обязательно сводите друзей! 

 

 

 

Сабадаш Владимир посмотрел фильм «Довлатов». 

Фото – Кинопоиск.ру 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Google+
Одноклассники