В РОССИИ ИНТЕРЕС К КИНЕМАТОГРАФУ В ЦЕЛОМ РАСТЕТ…

Опубликовано 25.05.2018 в разделе Киномания | Москва


 

 

- Илья Дмитриевич, какие мысли и ощущения вызвал у Вас прошедший 40-й, юбилейный, Московский международный кинофестиваль? Чем он отличался от предыдущих фестивалей 

 

= От предыдущих фестивалей он отличался, прежде всего,  тем, что состоялся в апреле, а не в июне, как обычно. Это связано с тем, что в столице  с 14 июня по 15 июля впервые будет проходить чемпионат мира по футболу. Поэтому, казалось, что не было того праздника и той атмосферы, которые царят летом на красной дорожке, даже в ненастную погоду. Но по прежнему были широко открыты двери кинотеатра «Октябрь», который стал родным домом для киноманов, прибывающих на Московский международный кинофестиваль (ММКФ) из разных уголков страны, ближнего и дальнего зарубежья.  

 

Важно, что меньше, чем за год по окончании предыдущего фестиваля, его отборщики организовали достойную программу для зрителей. Каждый из них смог найти кино на свой вкус. Но, если раньше в ней делался упор на представление лучших картин Каннского кинофестиваля, который проходил в середине мая, перед началом ММКФ, то в нынешнюю программу вошли картины прошлого и этого сезона Берлинского кинофестиваля – одного из главных международных кинофестивалей мира.  

 

Из внеконкурсных программ хочется выделить ретроспективу Ингмара Бергмана, посвященную  100-летию шведского кинорежиссера. В ней на большом экране были представлены картины, имеющие для киноманов особую ценность. Среди них:  «Шепоты и крики» (1972), «Лицо» (1958), «Фанни и Александр» (1982). Наряду с этими хитами зрители могли увидеть Бергмана раннего. В этом смысле ММКФ, представляя разовую акцию, оставляет ощущение чего-то незабываемого и неповторимого.  

 

- Что скажете о конкурсной программе? 

 

= В середине сезона сложно сформировать серьезную конкурсную программу, но все-таки в ней выдались приличные имена и фамилии. В частности, Россию в ней представляли три картины, в том числе фильм режиссера Александра Котта "Спитак", получивший приз "Серебряный Георгий" за «Лучшую режиссерскую работу».  

 

Свою первую режиссерскую работу под названием «Ню» на фестивале представляла певица и режиссер родом из Китая, талантливая Ян Гэ, актриса Гоголь-центра, одна из любимых артисток Кирилла Серебренникова, выпускница ВГИКа. В ней рассказывается о сексуальной свободе женщины китайского происхождения, приехавшей в Россию. Даже отборщик фестиваля Петр Шепотинник сказал, что такое кино в России снимается редко, и оно практически не появляется на экранах. Но все равно свобода языка и выражения в кинематографе необходимы, а фестиваль дает возможность зрителю познакомиться и с таким видом российского кинематографа, что, наверно, для него немаловажно. Режиссер фильма удостоена специального приза жюри «Серебряный Святой Георгий». 

 

актриса и режиссер Ян Гэ

 

Третья картина – кино с национальным колоритом «Царь-птица» режиссера из Якутии Эдуарда Новикова. Хотя оно может показаться ни всем интересным, даже в нашей стране, но посмотреть его надо. Тем более, что сегодня говорят о том, что якутское кино на подъеме. Поэтому неудивительно, что оно попало в конкурс фестиваля класса «А» и в итоге получило «Золотой Святой Георгий» за лучший фильм. 

 

Хочется заметить, что в конкурсной программе Московского фестиваля последних лет российские фильмы были ярче. Например, «Карп отмороженный» Владимира Котта (2017), где в главных ролях выступили Марина Неёлова, Алиса Фрейндлих и Евгений Миронов. До этого были «Монах и бес» (2016) Николая Досталя, «Орлеан» Андрея Прошкина (2015). Эти картины вызывали особый интерес режиссерскими именами, и актерским составом. В этом году такого нет. 

 

Зато вопреки скептикам и критикам на ММКФ интересно собрали российскую программу, отчасти состоявшую из фильмов, выходивших в российский прокат. Они - победители разных фестивалей и получили либо «Золотого Орла», либо «Нику». Среди них: «Аритмия», «Салют-7», «Время первых», «Движение вверх». Три из них показали в рамках Московского международного кинофестиваля. Помимо этого в российской программе были великолепные ретроспективы; одна из них связана с юбилеем Виктора Мережко.  

 

На 40 ММКФ можно было увидеть много интересного. В этом году впервые был введен конкурс короткого метра, жюри которого возглавил француз Сами Насери, звезда  фильма «Такси», «Такси-2», «Такси-3.  

 

- Из кого состояло жюри основного конкурса? 

 

= Основное жюри  ММКФ возглавил итальянский продюсер Паоло Дель Брокко, на счету которого работа с лучшими итальянскими режиссерами последних лет.  

 

продюсер Паоло Дель Брокко

 

От России в его состав вошла режиссер Анна Меликян. В 2014 году ее фильм «Звезда» получил приз за лучшую режиссуру на кинофестивале «Кинотавр» и вывел ее на новый пик карьеры, после чего продюсеры стали предлагать ей крупные контракты. Следующая ее картина «Про любовь» в 2015 году получила «Золотого Орла» и Гран-при «За лучший фильм года» и приз жюри кинопрокатчиков на «Кинотавре». Меликян является крупной фигурой отечественного кинематографа. Ее картина «Русалка» входит в топ лучших картин XXI века, снятых в России.  

 

В жюри основного конкурса, наряду с победителем прошлогоднего ММКФ, китайским режиссером Лян Цяо, вошла также одна из легенд мирового кинематографа, немецкая актриса Настасья Кински, давно связанная с Россией. В 1984 году она снялась у Андрея Кончаловского в фильме «Возлюбленные Марии», поставленного по мотивам повести «Река Потудань» Андрея Платонова, но с переносом действия в США, где создавалась картина. В нем одного из главных возлюбленных Марии сыграл американский артист Джон Сэвидж, который ранее снимался у классика чешского и американского кино Милоша Формана в фильме «Волосы», номинированного на «Оскар». Сегодня две такие крупные международные фигуры вместе работали в конкурсе Московского кинофестиваля. А на его закрытии Настасья Кински из рук Андрея Кончаловского получила специальный приз «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского «Верю. Константин Станиславский». 

 

 

актриса Настасья Кински

 

- Что Вы скажете о фильме открытия? 

 

= На сей раз, что бывает редко, им оказалась конкурсная картина «Неаполь под пеленой» итальянского кинорежиссёра и сценариста турецкого происхождения Ферзана Озпетека. Его фильм «Турецкая баня» (1997) прогремел на разных фестивалях мира, сделав его известным «в узких кругах» любителей фестивального кино. 

 

режиссер Фернан Озпетек 

 

- Были ли мировые премьеры на фестивале? 

 

= Мировые премьеры были связаны в основном с Берлинским кинофестивалем. Например, в рамках программы «Спектр» на ММКФ показали новый комедийный фильм французского актера и режиссера Сержа Бозона «Миссис Хайд». Это своеобразная аллюзия на  тему «Доктор Джекил и мистер Хайд» в современной Франции, где главную роль играет великая актриса Изабель Юппер. Она такой талант, на который стоит равняться. Тем более, что фильмы с ее участием пользуются большой любовью у российского зрителя. 

 

- Как заполнялись залы на ММКФ? 

 

= Даже пресс-показы свидетельствуют о том, что на некоторые фильмы невозможно было попасть: не хватало  свободных мест. Кстати, когда говорят о том, что в России арт-хаусное кино не интересно, это неправда. Судя по посещаемости фильмов на ММКФ, которые демонстрировались в кинотеатре «Октябрь», Доме кино и Третьяковской галерее, можно было убедиться в том, что в России интерес к кинематографу в целом растет, в том числе к авторскому кино. На имена Андрея Звягинцева и Бориса Хлебникова народ просто валом валит. Это означает то, что начало меняться восприятие современного российского кино. На этой почве не только российское авторское кино, но и мировое постепенно становится популярным, и, прежде всего, у молодежи, что, конечно, не может не радовать.  

 

Всего в основном конкурсе было 14 картин, в том числе из Англии, Турции, Испании, США. По тематике они разные. В основном это - социальное кино, представленное в разном контексте и с разных сторон. И та же картина «Ню» считается социальным кино. Как и другие картины, в том числе фильм из Якутии, рассказывающий о целом народе и его проблемах.  

 

 На брифинге, проходившем перед открытием ММКФ, Никита Михалков произнес фразу о том, что фильм «Летят журавли» 1957 года режиссера Михаил Калатозова, с одной стороны, говорящий о людях, о мире, о жизнелюбии человека, в то же время рассказывает о войне, как о настоящем зле. Хотя он получился светлый. Но сегодня такое светлое кино, воспевающее человека в лучших его проявлениях, оказывается не нужным ни одному фестивалю мира. Это тенденция того времени, в котором мы живем. Плохо это или хорошо-никто не знает. Сегодня кино решает глобальные общечеловеческие проблемы, но конкретно про самого человека оно забывает. Не так ли?!…

 

    Алла Буловинова 

 

    На снимках: участники 40  Московского международного кинофестиваля 

 

  Фото Ильи Золкина 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники