Легендарный «Золотой петушок» - премьера в «Геликоне».

Опубликовано 06.07.2018 в разделе Мир Музыки | Москва

 

Один из лучших театров столицы, несмотря на огромный ажиотаж вокруг проходящего в России ЧМ по футболу 2018, «Геликон-опера» при полном аншлаге завершает сезон европейской премьерой. С 26 по 30 июня  в театре прошли премьерные спектакли оперы «Золотой петушок» - совместная постановка театра «Геликон-опера» и Немецкой Оперы на Рейне (Deutsche Oper am Rhein) Дмитрием Бертманом и Кристофом Майером. 


Сатирическую оперу Римского-Корсакова «Золотой петушок» Дмитрий Бертман поставил два года назад в Дюссельдорфе. Теперь перенес постановку на сцену родного театра. 

 

 «Золотой петушок» – единственная сатирическая опера в русской музыке. В основном русские композиторы обращались к трагедиям, народным драмам, драмам царей, мистериям, любовным страстям, которые развиваются вопреки власти. Те же «Псковитянка», «Царская невеста». Наш первый «Золотой петушок» мы поставили в 1999 году. Это был уникальный политический спектакль, первый подобного рода после разрушения Советского Союза. Таких постановок тогда не существовало. Спектакль шел с большим успехом и потом был нами снят в связи с тем, что стал неактуальным. Нынешняя постановка – наше второе обращение к этой опере, она была сделана в 2016 году в одном из лучших театров Германии, в Немецкой Опере на Рейне (Deutsche Oper am Rhein), в Дюссельдорфе, городе, который, помимо того, что – один из самых значимых регионов Германии, является еще и городом-побратимом с Москвой, и между нашими театрами завязалась большая дружба», - так говорит о своем детище Дмитрий Бертман. 

 

«Золотой петушок» – опера, которую очень редко ставят в Германии, в нашем театре она впервые, так что и для зрителей, и для артистов эта постановка стала интересным опытом. Мы действительно получили огромное удовольствие от работы! Конечно, артисты очень много работали над русским текстом, но главную партию исполнял потрясающий русский певец, а за пультом стоял наш главный дирижер – замечательный Алекс Кобер, которому удалось передать все краски музыки Римского-Корсакова»,- а так высказался Кристоф Майер, директор Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе и Дуйсбурге. 

 

На премьерные показы в центре столицы собралась все театральная Москва, и если бы спектакли шли месяц подряд – зал бы все равно был полным. Изюминкой постановки является то, что «Золотой петушок» на сцене «Геликона» и поет, и кукарекает по-настоящему. В Дюссельдорфе разместить на сцене клетку с живой птицей не разрешили. В Москве замысел воплощен – на одну из главных ролей пригласили обитателя зоопарка.  

 

«Опера-небылица», как  ее жанр определил сам Николай Андреевич Римский-Корсаков - вечно социальная, она рассказывает про нашу ментальность, высмеивает те вещи,  с которыми мы постоянно соприкасаемся. И заставляет каждого зрителя посмотреть на себя с иронией и попробовать что-то исправить в себе и в своей жизни. Просмотр постановки ставит много вопросов, иногда  странных, на которые нужно отвечать уже после выхода из зала.  

 

Сама опера достаточно необычно сделана. Бертман включил в постановку такое количество  смысловых парадоксов, подмен и уточнения, что зритель просто обязан все это посмотреть, прочувствовать и пережить. И самое главное – спектакль не несет негатива. Опера на сцене «Геликона», как говорят продвинутые пользователи гаджетов – «расширяет сознание», ракурсы и объемы видения разнообразных и зачастую не очень пересекающихся между собой контекстов. И это выражается не только в тексте, но и в вокально-симфоническом исполнении. Либретто  Бертман до такой степени современно, что иногда возникают ассоциации с «Квартетом - И» или эротическим триллером (Шемаханская царица и Додон). А морально-исторический посыл понятен и принимается зрителем, или не принимается – и такое бывает. 

 

Сказочная красота музыки, оперы и образов – с увертюры и до финальной сцены – заслуга создателей постановки. Соло кларнетиста Арсения Старцева – лейтмотив всего повествования. Звездочет, Царица и Золотой петушок – трио, похлеще Булгаковского. Слова и роли – вот главное в постановке Бертмана. Алексей Тихомиров в роли Додона «свой в доску» и в бане и на трибуне – неуч с кучей комплексов, пытающийся не выглядеть идиотом. Патриот, но пьяница и дурак – Воевода в исполнении Дмитрия Скорикова возможно не самый последний человек на земле, но и он будет казнен, если режим и власть поменяется. 

 

Отдельная «песня» - это Ксения Вязникова в роли секретарши (ключницы) – альтер-эго Царя, его руки, голова и мысли. Ее опека до боли знакома нынешнему поколению клерков и «белых воротничков», она гармонична во всех ипостасях и на всех уровнях – от кассира до члена правительства. Вязникова играет душой, ее порывы и желания – ее же козыри, и зритель это чувствует и видит. Сцена с телефонами и куриным окорочком перед финалом – весь абсурд системе, в которой душат личность и свободу слова. 

 

Отдельные отсылы к так называемой «золотой молодежи» также присутствуют и действенны. «Сдавать вождение на диване» далеко не то же самое, что «без шлемов и без лат, оба мертвые лежат». Кирилл Новохатько (Золотой петушок) – оригинальная костюмерная находка, лихо вписанная в балкон зала «Стравинский». Иван Волков поет за Звездочета проникновенно и масштабно, впрочем, как и всегда у Волкова. 

 

Красота, вокал и гениальное актерство – три составляющих Шемаханской царицы в исполнении Лидии Светозаровой. Именно она вызвала шквал оваций и бурю восторга на поклонах. Ее игра – это воплощение сексуальности и гениальности одновременно. Троязычие (французский, немецкий и английский) арий за гранью осмысления и понимания, но Лидия это сделала, и сделала показательно профессионально. 

 

Большое эмоциональное потрясение - костюмы Эне-Лииз Семпер. Количество костюмов не передается исчислению: одежда подданных, городская одежда, спецодежда и, конечно - же, костюмы танцовщиц и танцовщиков из варьете-шоу. Вся эта красота и разнообразие – отдельная составляющая колоссального успеха постановки. 

 

«Вишенка на торте» спектакля – дирижерская палочка в руках МАЭСТРО Владимира Федосеева. Сложная партитура и мастерство оркестрантов – огромный плюс симфонической составляющей оперы. 

 

Воодушевление и преклонение – перед создателями и воплотителями – те чувства, которые испытываешь, покидая театр «Геликон-опера» после премьеры «Золотого петушка». 

 

 

 

Сабадаш Владимир. 

 

Фото – пресс-служба «Геликона». 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники