Илья Золкин о завершившемся театральном сезоне в Театре имени Евгения Вахтангова
- Илья Дмитриевич, подводя итоги театрального сезона 2017/2018 гг. Театра имени Евгения Вахтангова, что Вы скажете?
= Главным событием этого сезона в Вахтанговском театре можно считать открытие 2 ноября 2017 года Симоновской сцены в Калошином переулке. Это бывшее здание Театра имени Рубена Симонова, который был крайне непопулярен, в него мало ходили. Это случилось не без административных проблем, потому что болел его художественный руководитель, народный артист России Вячеслав Шалевич. Замены ему не нашли. Эту должность предлагали народному артисту России Алексею Шейнину, который заменил Вячеслава Анатольевича в центральной роли Дон Жуана в спектакле «Завещание целомудренного бабника», но он не согласился. И, в конце концов, театр остался без художественного руководителя.
В этом сезоне на Симоновской сцене состоялся настоящий парад премьер. Для Вахтанговского театра это не ново, потому что, когда 3 октября 2015 года открывалась его Новая сцена, то тоже проходил парад премьер: тогда в срок было готово несколько спектаклей, и их выпустили с большим успехом. Первым Новую сцену открывал спектакль австрийского драматурга Томаса Бернхарда «Минетти» в постановке Римаса Туминаса с Владимиром Симоновым в главной роли.
В то же время, когда открывали Новую сцену, практически был готов и «Подросток» по роману Федора Достоевского с народным артистом России Алексеем Гуськовым в главной роли. Но спектакль не вышел. На этот раз директор театра Кирилл Крок и Римас Туминас сумели учесть ошибки, и все прошло «как по маслу».
- Какие премьеры состоялись после открытия Симоновой сцены?
= Симоновская сцена открылась сразу тремя новыми репертуарными спектаклями. Во-первых, Андрей Максимов представил «Любовь у трона» (Сон императрицы без антракта). Будучи известным режиссером, телеведущим, писателем, психологом, Андрей Маркович когда-то давно выпускал эту свою пьесу, основанную на истории императрицы Екатерины Второй, с Илзой Лиепа в главной роли. Хотя исторических фактов там мало, поскольку это больше сценическая фантазия на историческую тему. В нынешней его постановке перед зрителем предстал великолепный дуэт Ольги Тумайкиной, заслуженной артистки России, и заслуженного артиста России Андрея Ильина, не так давно вступившего в труппу Вахтанговского театра.
Заслуженная артистка России Ольга Тумайкина и Заслуженный артист России Андрей Ильин в спектакле "Любовь у трона"
Так как на Симоновской сцене два зала, то «Любовь у трона» выпустили в одном из них, а в другом молодая режиссер, не имеющая режиссерского образования, актриса Театра имени Евгения Вахтангова Екатерина Симонова, только-только вышедшая из декрета, выпустила спектакль-посвящение артистам прошлого «Вечер шутов» (Балаган в двух актах). Этот спектакль, обожествляющий профессию артиста, клоуна и шута, основан на киносценарии Ингмара Бергмана. В 1953 году его фильм под таким названием, снятый по собственному сценарию, не был оценен по достоинству. Но, после того, как знаменитый шведский кинорежиссер и сценарист выпустил свои главные киношедевры, эту картину стали смотреть другими глазами. Сегодня Симонова, увидев ее, поняла, что лучшего признания в любви к профессии она не может себе представить. В спектакле занято старшее и среднее поколение вахтанговских артистов. Многие из них ранее играли в Театре имени Рубена Симонова и были взяты в труппу Вахтанговского театра.
Заслуженный артист России Рубен Симонов , Заслуженная артистка РСФСР Агнесса Петерсон и Заслуженная артистка России Элеонора Шашкова в спектакле "Вечер шутов"
Третий спектакль - «Очарованный странник» в постановке Натальи Ковалевой, бывшей артистки Театра на Таганке под руководством Юрия Любимова, ныне
педагога Щукинского училища. Ранее она с успехом выпустила на Новой сцене спектакль «Наш класс» по пьесе польского драматурга Тадеуша Слободзяника. На этот раз Ковалева, решив обратиться к русской классике, поставила рассказ Николая Лескова, редко идущий на сценических подмостках. В главной роли - бывший премьер Театра имени Рубена Симонова Игорь Карташев.
В этом сезоне Ольга Субботина поставила спектакль «Бовари» по роману Гюстава Флобера «Мадам Бовари». Долгое время не работавшая в классическом репертуарном театре, она создала длинный и интересный спектакль, действие которого разворачивается сразу в двух залах. Таким образом, у зрителя появилась возможность оценить все сценическое пространство Симоновской сцены и всерьез переосмыслить знаменитый роман. Тем более, что режиссер в своей постановке делает акцент не на главной героине, Эмме Бовари, а на ее муже, провинциальном враче Шарле Бовари. Его великолепно играет заслуженный артист России Владислав Демченко, тоже, как ни странно, бывший премьер Театра имени Рубена Симонова. Поэтому можно считать, что в этом сезоне на Симоновской сцене блистали бывшие актеры Театра имени Рубена Симонова. Это показывает, что труппа в нем была сильная и проблемы в театре не были связаны с актерским составом.
Заслуженный артист России Владислав Демченко в роли Шарля Бовари
Парад премьер на Симоновской сцене продолжила постановка «Стефан Цвейг. Новеллы». Ее осуществили четыре молодых режиссера - выпускники Мастерской Римаса Туминаса. Каждый из них сделал инсценировку одной из четырех знаменитых новелл Стефана Цвейга. Так, Гульназ Балпеисова поставила новеллу «Лепорелла», Владимир Бельдиян - «Незримая коллекция», Анатолий Шульев - «Принуждение» и Хуго Эрикссен - «Шахматная новелла». Хотя спектакль идет почти четыре часа, но смотрится на одном дыхании. Те, кто видел его, говорят, что это какое-то откровение, когда не замечаешь времени. В спектакле заняты все поколения артистов, что замечательно.
режиссеры спектакля «Стефан Цвейг. Новеллы»: Гульназ Балпеисова, Хуго Эрикссен, Анатолий Шульев и Владимир Бельдиян
Одной из заметных премьер на Симоновской сцене стала «Фрида. Жизнь в цвете», которую поставила Лейла Абу-аль-Кишек. Автор текста Ника Симонова. В роли Фриды Кало выступила Аделина Гизатуллина. Музыкальным руководителем и педагогом по вокалу стал недавний выпускник Театрального института имени М.С. Щепкина, ныне артист театра «Ленком» Андрей Сергиевский.
Последней на сегодняшний день премьерой на Симоновской сцене стал «Юбилей». Автором пьесы является актер Вахтанговского театра Федор Воронцов, посвятивший спектакль своему отцу, заслуженному артисту России, вахтанговцу Михаилу Воронцову (1934-2017). В ней можно было увидеть дуэт двух мастеров – заслуженную артистку России Елену Ивочкину (Юля) и народного артиста России Евгения Карельских (Юрий).
Народный артист РСФСР Евгений Карельских
- Чем еще примечателен минувший сезон для Вахтанговского театра?
= Во-первых, Вахтанговский театр продолжил активнейшую гастрольную деятельность. Этому театру по-прежнему нет равных в России. Если раньше, что называется, «впереди планеты всей» в нашей стране был Малый драматический театр – театр Европы под руководством Льва Додина, который больше всех гастролировал по зарубежью, то ныне их обогнал Театр имени Евгения Вахтангова. Конечно, огромная заслуга в этом не только художественного руководителя театра Римаса Туминаса, но и директора, Кирилла Крока, который умеет договариваться с людьми. Участие в фестивалях и в разных проектах, в том числе в федеральной программе «Большие гастроли», где Вахтанговский театр является одним из организаторов и главных действующих лиц. При этом сохраняется огромный интерес и желание увидеть его спектакли во всем мире.
художественный руководитель театра им.Вахтангова Римас Туминас
Главным разочарованием минувшего сезона можно считать то, что спектакль «Царь Эдип» Софокла, поставленный Римасом Туминасом годом ранее, несерьезно приняли на XXIY Национальном театральном фестивале «Золотая маска-2018», где он был выдвинут на соискание одноименной премии в трех номинациях, в том числе «Лучший спектакль в драме, большая форма», и не получил наград. Это странно и удивительно. С другой стороны, спектакль от этого хуже не стал, его одинаково восторженно принимают на всех континентах земного шара, что очень важно.
Что касается новой работы Римаса Туминаса, то долгое время он искал материал: всерьез поговаривали о «Фаусте» Гете, который он планировал поставить. Но эта работа пока отложена. Зато анансирована работа по совершенно не знакомой для русскоязычного зрителя пьесе «Фальшивая нота» некоего драматурга Дидье Карона. В центре ее два персонажа - два артиста. Их играют народные артисты России Алексей Гуськов и приглашенный Геннадий Хазанов. Зачем понадобился Геннадий Хазанов Вахтанговскому театру, можно будет узнать, когда этот спектакль выйдет на его основной сцене 15 сентября, в день открытия нового театрального сезона.
Народный артист России Алексей Гуськов
- А какие премьеры в прошедшем сезоне вышли на Новой сцене театра?
= На Новой сцене в прошедшем сезоне вышло два спектакля. Один из них - «Ричард III» по пьесе Уильяма Шекспира в постановке Автандила Варсимашвили, редко идущей в нашей стране. Он – наследник старого спектакля, режиссера-арменина Рачия Капланяна, где великолепно играл Михаил Ульянов (1976). Новый спектакль совершенно отличается от старой версии Вахтанговского театра. При этом все критики благодушно отмечают интересную работу молодого артиста Максима Севриновскиого, который, играя горбатого и властного Ричарда III, проявляет себя могучим, талантливым и перспективным артистом. Надо сказать, что он постепенно завоевывает театральную Москву, потому что в этом сезоне ярко сыграл на Новой сцене заглавную роль в спектакле «Сергеев и городок», поставленного по роману Олега Зайончковского режиссером Светланой Земляковой.
Но что ж на основной сцене? - спросите вы. Она, действительно, не богата премьерами. Три спектакля ушли из репертуара. Помимо легендарного спектакля Владимира Мирзоева «Сирано де Бержерак» с Максимом Сухановым в заглавной роли, репертуар покинули два спектакля с участием мэтра отечественной театральной сцены Владимира Этуша. Так, 17 лет в репертуаре держался спектакль Владимира Иванова по повести Федора Достоевского «Дядюшкин сон» и пять лет шла пьеса Афиногенова «Окаемовы дни» в постановке Родиона Овчинникова. Несмотря на аншлаги, Владимир Абрамович принял решение снять этот спектакль с репертуара. Однако он мечтает о новой роли, которая может случиться в новом театральном сезоне.
Народный артист СССР Владимир Этуш
«Горячее сердце» Александра Коручекова по пьесе А.Н. Островского –единственная премьера этого сезона на большой сцене. К сожалению, ей сопутствовали прохладные отзывы критиков, билеты продавались не так уж здорово. С другой стороны, в этом спектакле очень цельный актерский ансамбль, во главе которого стоят народные артисты России Евгений Князев (Градобоев) и Сергей Маковецкий, покоряющий своим мастерством в роли кабатинствующего, самодовольного Хлынова. Еще не совсем понятно, где сам актер, а где его персонаж. Это успешная задумка режиссера. Отрадно, что Сергей Васильевич за роль Хлынова уже попал в лонг-лист премии «Звезда театрала» 2018 в номинации «Лучшая мужская роль второго плана», и возможно, что его работу оценят по достоинству. Также как оценят отдельные спектакли, ряд артистов и режиссеров Театра имени Евгения Вахтангова - претендентов на эту престижную театральную премию.
Да и как возможно в целом не оценить плодотворную работу Театра имени Евгения Вахтангова, которую с удовлетворением одинаково воспринимают и зрители, и критики. И в этом смысле этот театр уникальный и, наверно, не имеющий аналогов в Москве на сегодняшний день.
Алла Буловинова
Фото Ильи Золкина
Окультурить друзей: