Илья Золкин о прошедшем театральном сезоне в Театре имени А.С. Пушкина
- Илья Дмитриевич! Что Вы скажете об особенностях прошедшего театрального сезона в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина?
= В театре имени А.С. Пушкина театральный сезон 2017/2018 гг. начался несколько с грустной ноты, потому что его руководитель, заслуженный артист России Евгений Писарев объявил, что здание театра стареет и ему нужен ремонт. Если пройтись по второму этажу, то, действительно, по стенам и по потолку видны трещины. То же происходит в историческом фойе. С одной стороны, зрители все равно ходят в это здание, и здесь регулярно проходят спектакли. А с другой стороны, какое количество времени театр может обходиться без ремонта? Но главное, пока он сам не хочет покидать свое намоленное место и «путешествовать» по другим дворцам культуры, как, например, театр «Современник» или другие театры. Поэтому острая проблема остается.
Вторая проблема заключается в том, что уже несколько лет театру не дают повесить табличку, обозначающую, что в этом театре работали Александр Таиров, Алиса Коонен и другие выдающиеся деятели культуры. С их именем связана слава Камерного театра и слава сегодняшнего театра имени А.С. Пушкина. Если бы не было того, то не было и этого.
Заслуженный артист России Евгений Писарев
Однако это не мешает второй сезон, - а в этом сезоне уже второй раз, в декабре месяце, - состоялось вручение памятного знака «За верность традициям Камерного театра». Если в прошлом сезоне, среди других, первым его обладателем стал народный артист РФ, режиссер Роман Виктюк, то в этом его получили художник Зиновий Марголин, постоянный соавтор Евгения Писарева, народная артистка РСФСР Алла Демидова. И, конечно, нельзя не упомянуть, что почетным знаком наградили режиссера Кирилла Серебренникова - одного из главных ньюсмейкеров прошедшего театрального сезона. Если мы говорим об этом театральном сезоне, то пропустить это имя невозможно. Хотя от этого становится только грустно, потому что ньюсмейкер в данном случае - это большая скорбь всего театрального сообщества. Да и сам Серебренников лично не смог получить награду, потому что находился под домашним арестом. За него это сделали его верные ученики: Александр Горчилин, Филипп Авдеев - актеры «Гоголь-центра».
Народная артистка РСФСР Алла Демидова на вручении памятного знака "За верность традициям Камерного театра"
- А что Вы скажете о премьерах театра в прошедшем сезоне?
= Поскольку денег на постановки в этом сезоне у театра имени А.С. Пушкина не очень много, то на Основной сцене было выпущено всего два спектакля. Один из них – детский музыкальный спектакль-сказка для семейного просмотра «Три Ивана» в постановке Игоря Теплова. Автор Юрий Ким, композитор Геннадий Гладков. Это - новый конкурент легендарного спектакля «Аленький цветочек» Сергея Аксакова - долгожителя театра, существующего в его афише с 1949 года. Старше его только «Синяя птица» Мориса Метерлинка во МХАТе имени А.М. Горького, который был поставлен в 1908 году. Ну, а «Аленький цветочек» продолжает оставаться в репертуаре.
Однако «Три Ивана» хорошо принимает публика, особенно молодежь. При этом старшему поколению есть с чем сравнить, потому что по сказке Юрия Кима в 1985 году Михаил Юзовский снял фильм «После дождичка в четверг» (киносказка по мотивам либретто А. Н. Островского для ненаписанной оперы), где роль Кощея Бессмертного сыграл незабвенный Олег Павлович Табаков.
На Малой сцене театра было выпущено три премьеры. Первой из них стал спектакль "Не от мира сего", поставленный режиссером Екатериной Половцевой по редкой и маловостребованной пьесе А.Н. Островского. В главных ролях великолепный дуэт Анастасии Лебедевой и Сергея Ланбамина. Второй - спектакль «Семинар» режиссера Сергея Аронина, поставленный по пьесе Терезы Ребек.
актриса Анастасия Лебедева
А также талантливый режиссер Семен Серзин, актер и главный режиссер Санкт-Петербургского «Этюд-Театра», выпускник Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (мастерская В.М. Фильштинского), поставил острую, актуальную пьесу «С_ училища» молодого драматурга Андрея Иванова. Ранее спектакль «Сучилища» по этой пьесе поставил Петр Шерешевский в провинциальном Серовском муниципальном театре драмы имени А. П. Чехова, который номинировали на «Золотую маску», как «Лучший спектакль малой формы».
Самое главное, что в театре имени Пушкина сегодня появилась восходящая звезда. В труппу были взяты несколько молодых артистов. В их числе Таисия Вилкова, выпускница курса Евгения Писарева Школы-студии МХАТ. И сразу же, еще не закончив Институт, она вошла в репертуар театра, сыграв роль Геро в «Много шума из ничего» Уильяма Шекспира и Сюзанну в «Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше. Это были ее вводы вместо Александры Урсуляк, ведущей артистки театра имени А.С. Пушкина.
актриса Таисия Вилкова в роли Виолы в спектакле "Влюбленный Шекспир"
В этом сезоне у Таисии две новые работы и обе - главные. В спектакле «С_училища» она на афише как главное действующее лицо. И в спектакле «Влюбленный Шекспир» Тома Стоппарда и Марка Нормана в премьерной постановке Евгения Писарева, идущей на Основной сцене, где она тоже играет главную, основополагающую роль. Там она тоже на афише и практически весь спектакль не сходит со сцены. То есть, сейчас уже можно понять, что вокруг этой актрисы в ближайшем будущем будет строиться репертуар.
«Влюбленный Шекспир» - это спектакль по киносценарию Тома Стоппарда. Небезынтересно, что фильм, снятый по этому сценарию в 1998 году Джоном Мэдденом с Гвинет Пэлтроу и Джозефом Файнсом в главных ролях, получил «Оскар» как «Лучший фильм года». В нем была красочно рассказана история романтических отношений между юной красавицей Виолой де Лессепс и молодым начинающим драматургом, актёром Уильямом Шекспиром во время его работы над пьесой «Ромео и Джульетта».
Репетиции спектакля шли достаточно долго. Хотя не было денег на костюмы и на сценографию, но это не мешало артистам работать. За это время поменялись исполнители. Например, актер Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета Никита Волков должен был играть роль молодого влюбленного Шекспира, но не выдержал репетиций. Однако Евгений Писарев, справившись с ситуацией, ввел на роль Шекспира двух молодых артистов театра имени А.С. Пушкина; один из них влился в труппу только в этом сезоне. Это Кирилл Чернышенко, выпускник Школы-студии МХАТ 2017 года (курс Е.Писарева). Если он работает в первом составе, то во втором Дмитрий Власкин, звезда отечественного сериала «Физрук». Он, по окончании школы-студии МХАТ в 2014 году сначала был актером Московского художественного театра, а в прошлом сезоне перешел в театр имени Пушкина именно потому, что в нем работает Писарев. Это немаловажно: от Табакова перейти к Писареву!
актер Дмитрий Власкин и актер Игорь Хрипунов в спектакле "Влюбленный Шекспир"
В результате Евгению Александровичу, никогда не изменяющему самому себе и своему стилю, удалось поставить красочный, яркий спектакль с оригинальной драматургией, предназначенный для массового зрителя. И, действительно, киносценарий Стоппарда известен только по фильму; у нас никто ранее не додумался поставить такого на сцене. Правда, если смотреть глубже и в корень, то, может быть, не все удалось Писареву в этом спектакле, но, тем не менее…
Нельзя не отметить, что в этом году пока прекращено сотрудничество Евгения Писарева с Юрием Бутусовым. Что имеется в виду? В начале прошедшего сезона, в ноябре, в театре имени Ленсовета готовился обменный вариант между режиссерами, благодаря которому должна была состояться премьера «Тартюфа» Жана-Батиста Мольера в постановке Евгения Писарева. Исполнять главную роль Органа должен был народный артист России Семен Стругачев. До этого Юрий Бутусов поставил два спектакля в театре имени А.С. Пушкина – «Добрый человек из Сезуанна» (2013) и «Барабаны в ночи» Бертольта Брехта (2016), выдвинутый в семи номинациях на премию «Золотая маска»-2018. Среди номинантов оказался и Тимофей Трибунцев, актер театра «Сатирикон», за «Лучшую мужскую роль» Андреаса Краглера. Спектакль произвел большое впечатление на членов жюри.
Но из-за некоей прохлады, наступившей в отношениях между Писаревым и Бутусовым, отменилась постановка Евгения Александровича в театре имени Ленсовета. А позже Бутусов покинул свой пост художественного руководителя этого театра. Но это было потом.
Вот такой неоднозначный сезон получился в театре имени А.С. Пушкина. Хотя, откровенно говоря, там не случилось все-таки просто бомбового спектакля. Тем не менее, театр продолжает работать, и можно надеяться, что в новом сезоне он приготовит для зрителя еще много всего интересного. А главное, будут деньги на постановки, что немаловажно.
Когда по большей части все деньги вкладываются только в одну постановку, то, значит, она должна быть такой, чтобы никому не было стыдно за нее. А получилась или не получилась она, это, конечно, решат зрители. Не так ли?!
Алла Буловинова
Фото Ильи Золкина
Окультурить друзей: