«Жизнь одного человека – трагедия, жизнь миллионов – статистика»
По мотивам пьесы «Мой бедный Марат», которую Алексей Арбузов закончил в 1964 году, было поставлено огромное количество спектаклей. Это история о жизни трех людей - Лики, Марата и Леонидика, которые, по воле судьбы, распрощались с детством в блокадном Ленинграде.
«Смерть одного человека – трагедия, смерть миллионов – статистика», именно этой фразой очень часто описывают потерю человека, соотнося ее с большими страшными событиями. Но постановка режиссера Дмитрия Бикбаева «Ленинград 42/59» по пьесе «Мой бедный Марат» заставляет нас взглянуть по-другому на это высказывание и изменить его на «Жизнь одного человека – трагедия, жизнь миллионов – статистика».
Культурный центр им. Астахова, где прошла премьера спектакля, был заполнен под крышу. Гостей встречал фуршет с шампанским и живая музыка в стилизованной зоне, свет и декорации которой погружали в атмосферу грядущего действа. А режиссер и администрация культурного центра лично поприветствовали всех гостей своей речью.
На сцене комод, разрушенная стена, кровать и буржуйка. Это все, что будет создавать атмосферу блокадного Ленинграда в течение следующих двух часов – и этого было достаточно. Режиссер постановки Дмитрий Бикбаев воплотил на сцене живую проекцию между действующими лицами и их детским, беззаботным образом, который у них отняла война. Походу пьесы зритель видит, с какими нечеловеческими трудностями справляются герои, но не забывает, что они всего лишь дети. Дети войны.
Еще одно интересное решение режиссера – это комментарии между сценами. Сами действующие лица, перевоплощаясь прямо на глазах, переносят нас за собой, в другое время, в другую реальность.
Художники по костюмам и реквизиту, в рамках режиссерской версии спектакля, проделали хорошую работу. Все декорации были мобильными, и задействовать их не только в создании атмосферы, но еще и во многих сценах безумства, в которое периодически впадали действующие лица, было отличным решением. Световые акценты полностью меняли атмосферу под соответствующую сцену. А живое музыкальное сопровождение завершало композицию и заставляло испытывать всю палитру чувств вместе с героями пьесы: холод и ужас, тепло и радость, счастье и горе.
Лика, Марат и Леонидик, это три абсолютно разных характера, три абсолютно разных судьбы. А обстоятельства, в которых они оказались, еще больше ломает их нрав. Задача актера, который берется за такую роль, становится еще сложнее, а главное, гораздо ответственнее. Если наврешь – наврешь целому поколению. Не наврали. Браво. Зал аплодировал стоя.
«Жизнь одного человека – трагедия, жизнь миллионов – статистика».
Пьеса «Мой бедный Марат» в постановке Дмитрия Бикбаева «Ленинград 42/59», пробирает сознание не столько выстроенной атмосферой блокадного Ленинграда и историческими отсылками о количестве умерших людей в те годы, сколько жутким сумасшествием в головах действующих персонажей. Эта история не о трудностях, не о войне и даже не о смерти. Эта история о жизни!
Даже оказавшись в нечеловеческих условиях, люди встретили и полюбили друг друга. Каждый из героев пьесы внес свой вклад в то, чтобы их жизнь стала невыносимо тяжелой, даже после окончания той страшной войны.
Гордость Марата. Упрямство и желание быть лучшим во всем, все это оказалось лишь панцирем его страха. Страха показаться слабым. Ему всегда приходится доказывать свою силу, а если нет подходящей ситуации, то он выдумывает геройскую историю, дабы в очередной раз укрепить свои героические позиции. Вот только любая ложь рано или поздно раскрывается. И он ушел туда, где, правда настолько страшна, что выдумывать больше ничего и не нужно. Ушел на фронт и стал Героем Советского Союза. Доказал и себе и другим, что он способен на большие подвиги. Но обрел ли в этом счастье? Нет. Потому что оставил свое счастье много лет назад в полуразрушенном доме блокадного Ленинграда. Так и не сказав Лике о своей любви. Струсил.
Сила Лики. Слабость, в военное время, равносильна смерти. И даже маленькая девочка обязана была быть сильной. Но ее сила не только помогла ей выжить в непростое время, но и разрушила эту же жизнь после войны. Именно из-за ее сильного характера в противовес желанию Марата казаться сильнее, они постоянно вступали в перепалки и ссоры, не желая признавать собственную неправоту. И даже, когда Марат вернулся с фронта, со звездочкой Героя Советского Союза. Если бы она спокойно пропустила все его попытки произвести впечатление и просто, нежно обняла его, прижавшись к груди… то он бы, чувствуя в ней не силу, а нежность, тут же успокоил свой пыл, а она бы почувствовала себя хрупким созданием в руках настоящего мужчины. И, возможно, трагедия их жизни на этом бы и закончилась. Но, увы, «война» продолжилась.
Эгоизм Леонидика. Волею случая, но не случайно, он появился в жизни Марата и Лики. И, по развитию пьесы, даже может показаться, что Леонидик занял роль этакого антагониста. Он все чаще становится причиной ссор героев. Определенным паразитирующим образом переводит на себя внимание Лики, как раз потребляя ее внутреннюю силу в угоду своей собственной слабости. То есть вызывает природный материнский инстинкт. Изначально не осознавая, а впоследствии и совершенно осознанно провоцирует Марата на импульсивные поступки. И тот и другой полюбил его как родного человека. И вновь возникает вопрос – так является ли Леонидик антигероем пьесы? Ответ – нет. Он является совокупностью качеств, которые Марат и Лика хотели видеть друг в друге, но не могли.
Режиссер спектакля «Ленинград 42/59» Дмитрий Бикбаев проделал огромную работу по адаптации пьесы под современные реалии, как технические, так и социальные. Через выразительные сцены эмоциональных безумств героев, показал всю боль жизни вне согласия с собой. Показал, как человек, даже пройдя через сущий ад и сумевший выжить, может так легко, под мирным небом, превратить свою жизнь в настоящую трагедию. И в финале, сохранив небольшую недосказанность в сюжете пьесы, Дмитрий Бикбаев оставляет лишь одну мысль:
Пока мы живы, можно все исправить,
Все осознать, раскаяться, простить.
Врагам не мстить, любимым не лукавить,
Друзей, что оттолкнули, возвратить.
Пока мы живы, можно оглянуться,
Увидеть путь, с которого сошли.
От страшных снов очнувшись, оттолкнуться
От пропасти, к которой подошли.
Пока мы живы... Многие ль сумели
Остановить любимых, что ушли?
Мы их простить при жизни не успели,
И попросить прощенья не смогли... (Эдуард Асадов)
Сабадаш Владимир.
Фото – пресс-служба.
Окультурить друзей: