«Послевкусие» от любви…

Опубликовано 16.08.2018 в разделе Киномания | Москва

    

 

Интервью с 23-летним режиссером Георгием Заозерским, студентом 5 курса ВГИКа (мастерская Владимира Хотиненко и Владимира Фенченко), посвящено его первой, дебютной короткометражной картине «Послевкусие». Она стала участником XXYI кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге благодаря тому, что профессиональное жюри отдало ей свое предпочтение в он-лайн конкурсе фильмов и клипов российского сегмента Всемирной сети 2018 года.  


- Георгий, почему Вы начали снимать этот фильм? 

=  Во ВГИКе с первого курса будущим режиссерам дают задания не только по монтажу и режиссуре, но и по экранизации произведения, которое надо снимать после адаптации его под киносценарий. Я решил снять фильм по мотивам пьесы Леонида Зорина «Варшавская мелодия», которая мне давно нравилась. Мой выбор был осознанным потому, что многое из этого произведения мне пришлось пережить лично. 

 

- Наверняка, Вы видели, если не непосредственно, то в записи постановки «Варшавской мелодии»? 

= Да, мне удалось посмотреть этот спектакль 1967 года в записи с Юлией Борисовой (Гелена) и Михаилом Ульяновым (Виктор) в постановке Рубена Симонова в театре имени Евгения Вахтангова. Видел также спектакль Сергея Голомазова на Малой Бронной с Юлией Пересильд и Даниилом Страховым как раз в то время, когда ставил одну из сцен из «Варшавской мелодии» во ВГИКе. Мне понравилась игра Пересильд и не очень Страхова. Хотя я могу быть не объективным. Тем более, что игра любого актера раз на раз не приходится: профессионализм остается, но обстоятельства, которые накладывают отпечаток на его игру, бывают разные. 

 

- Как подбирали актеров для фильма 

= Актрису на главную роль я нашел сразу, потому что она, по моему мнению, стопроцентно подходила мне. По поводу выбора актера мнения разошлись. Но это был мой целенаправленный выбор, а не случайность. 

 

- Кто же они? 

= Ксения Щербакова - исполнительница роли Гели, девушки из Польши, которая учится в Московской консерватории. Действие в фильме происходит в ночь с 1946 на 1947 год. Виктор, прошедший войну, едет к ней, чтобы встретить вместе Новый год. Это одна из сцен в пьесе Леонида Зорина. Сама Ксения окончила Школу-студию МХАТ у Константина Райкина, много снимается. Недавно снялась в сериале  «Садовое кольцо» (2018, Первый канал) у режиссера Алексея Смирнова. А Валерий Ушаков - актер театра имени Евгения Вахтангова, исполнитель роли Виктора (в фильме его называют Витек: это на польском языке).  

 

- По какому принципу Вы выбрали актеров: я их знаю и дружу с ними, или же, увидели их на сцене, и они вам понравились? 

= Скажу честно, что изначально репетировали другие актеры. Один из них был моим другом. В результате работы с ним я получил один урок: дружба дружбой, а работа работой. Для режиссера на съемочной площадке лояльно относиться к близким людям - непозволительная роскошь. Там все должны быть равны. Если поблажку даешь одному, то остальные тоже ее хотят. Поэтому мне пришлось поменять весь актерский состав. А когда я зашел на сайт актерского агентства Лены Хван, чтобы выбрать для съемок одну из знакомых актрис, то увидел фотографию Ксении Щербаковой и у меня все срослось.  

 

 

- Фотография актрисы сыграла роль? 

= Фотографии для актеров чрезвычайно важны. Но когда я их просматриваю в актерских агентствах, то вижу, что на них все актеры какие-то красивые, в то время, как в жизни, многие из них абсолютно другие. Это потому, что на фотографиях люди стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Хотя этого не нужно делать: на фотографии должны быть видны настоящие, естественные черты человека. 

 

- А что скажете по поводу выбора артиста Ушакова? 

= Объясню. У зрителей сложилось впечатление о герое пьесы Зорина - Витеке, будто это молодой, несколько поджарый парень, пришедший с войны. Именно таким, на мой взгляд, в этой роли предстают Даниил Страхов и Даниил Козловский, играющий в «Варшавской мелодии» Льва Додина в Малом драматическом театре - Театре Европы. Но я, пересмотрев множество хроники и разные фильмы, перечитав значительное количество материала, так не считаю, поскольку уверен, что люди, приходившие с войны, были другими. То есть, если на войну уходил мальчик, то с нее возвращался мужик. И при этом его лицо тоже сильно менялось. 

Как получилось, что на роль Виктора был выбран Ушаков?! По-моему, после того, как я посмотрел в театре имени Евгения Вахтангова спектакль Юрия Бутусова  «Бег» (восемь снов), где этот актер выступал. Я вспомнил о нем, когда мне был нужен для съемки интеллигентный молодой человек с умным взглядом... В моем фильме он не главный. Главная Геля в исполнении Ксении Щербаковой. Это ее вечер. Виктор пришел к ней в гости. Но, как мне говорят, он ей не мешает, но что-то такого не происходит. Это правильно. Такая была моя задумка. С этим связаны ее переживания и  споры. Если бы он ей идеально подходил или была бы какая-то безумная взаимная любовь, то они были бы вместе. Но здесь должно было быть что-то такое, что у нее вызывало какие-то отрицательные эмоции.  

 

 

- Как выбрали из пьесы сцену для фильма? 

= Это была забавная история. Мы сидели с другом, сценаристом, Дмитрием Осинкиным, который учится во ВГИКе, перед новым годом, 28 декабря, пили чай и читали пьесу. И я сказал, что мне в пьесе понравился тот факт, что встреча Гели и Виктора происходит именно с 1946 на 1947 год, то есть, под самый новый год. Так что выбор именно этой сцены решало символическое стечение обстоятельств. Вместе с ней фильм идет ровно 24 минуты 54 секунды. 

 

- Вы сами снимались в кино? И чему Вас научила жизнь, каким быть режиссером?  

= Я снимался в кино с 16 лет, когда только приехал в Москву из Белгорода, где жил. И сразу понял, что это категорически не моя профессия. По своему мировосприятию и характеру я точно не актер. Но этот опыт мне много дал. Работая с актерами, уже побывав в их шкуре, я понимаю, что и как можно, а что  нельзя делать, что приятно и что неприятно актеру. А главное, знаю, какую задачу поставить перед ним, чтобы добиться от него определенной цели.   

 

- Профессиональное жюри оценило Ваш фильм, как «лучший короткометражный фильм»…  

= Этот фильм не получился бы, если бы не люди, причастные к его созданию. Вся съемочная группа поверила в меня, в том числе прекрасный оператор Антон Миронович. И я не мог никого подвести. Поэтому старался оправдать ожидания и надежды всех. Над фильмом работала команда из 25 человек, и даже больше. Так, на «Мосфильме», когда снимали автобус 1946 года, к съемке имели отношение около 40 человек. Такая серьезная съемочная группа для короткого метра - редкая история; обычно в таком составе снимают полный метр.  

 

 

- Кстати, почему название фильма «Послевкусие»? Какая в этом случае связь с «Варшавской мелодией»? 

= Да, фильм снят по мотивам «Варшавской мелодии», но в нем много добавлено и изменено. Поэтому получилось «Послевкусие» - от любви, от вина, от отношений; послевкусие после войны и того времени, и той ночи, которую герои картины провели вместе. Можно еще перечислять, что означает название. Но если коротко, то это, по сути,  настроение, которое оставляет фильм.  

 

Постскриптум. Вот что рассказал Валерий Ушаков о своем отношении к фильму «Послевкусие» Георгия Заозерского. 

 

= Посмотрев в театре имени Евгения Вахтангова спектакли, в которых я играю, он предложил мне встретиться с ним. Когда я увидел сценарий, то согласился на участие в фильме моментально. При этом у меня был шок от того, что мне была предложена роль, не соответствующая моему типажу. Поэтому я  спросил: «Гоша, ты не ошибся?» Он ответил: «Нет».

 

 

- Почему фильм называется «Послевкусие»? 

= Я не знал, что у фильма будет такое название. Но, по-моему, его можно объяснить. Почему «Послевкусие»? Мне кажется, что два героя фильма, Геля и Виктор, живут в эпоху послевкусия: война закончилась, но послевкусие от нее осталось. В том числе пребывание Гели в Москве, а не в разбомбленной Варшаве после войны… 

 

- Что все-таки представляет созданный Вами образ? Почему Виктор был так сдержан в отношении с Гелей? Она была так эффектна и красива в фильме, а Ваш герой засыпает… 

= Несмотря на то, что Виктор молодой человек, но он прошел войну, видел смерть, признается, что убивал людей. Но ему никогда не приходилось держать девушку за руку и смотреть ей в глаза. Он не знает, как любить. Ему 24 года! Мне кажется, что в этом весь парадокс, ужас и необычность моего персонажа. Он зрелый, полноценный мужчина, но за четыре года войны у него выпал определенный кусок его личной жизни, в которой должны были быть отношения с женщиной и любовь. И для  него это тоже как некое послевкусие. 

 

- А что на Ваш взгляд Геля? 

= Несмотря на то, что Геля много говорит о том, что она опытная, да и вроде выглядит как девушка, которая разбирается в любви и мужчинах. Но мне кажется, что это маска данного персонажа. Она тоже пережила войну.  Когда ей было 16-17 лет, ее подруг уводили в концлагерь. После бомбежек в Варшаве осталось 40 домов. Как она жила? В течение четырех лет войны она, конечно, пряталась, чтобы выжить. Затем ее отправили в Москву учиться, потому что в Варшаве были разрушены все учебные заведения. А ее манера общения с мужчиной тоже представляется послевкусием  этой жизни. 

 

- Не слишком ли пышной она выглядит в фильме? 

= Это было решение режиссера, замыслу которого актеры должны подчиняться. Если этого не делать, ничего не получится. Какой режиссер захотел видеть героиню фильма, такой Ксения максимально ее исполнила. 

 

- Как Вам работалось с Георгием Заозерским?

= Скажу, что у меня не такой колоссальный опыт в кино. Мне просто не с чем сравнить. Но сниматься у него было интересно и увлекательно, хотя это был первый фильм начинающего режиссера.

 

- Если бы он предложил Вам сниматься в его другом фильме, Вы бы согласились? 

= Конечно. Но все зависит от материала. Мне кажется, что самое главное, о чем свидетельствует данная работа, так это о вкусе режиссера в плане выбора материала. Выбрать в XXI  веке,  когда вокруг сложился совсем другой мир и иная реальность, да ещё и студенту ВГИКа, старую, почти забытую драматургию, это-большой риск. И Георгий Заозерский сознательно на него пошел, продемонстрировав тем самым, что у него есть хороший творческий вкус…и  будущее.

 

 

 

          Алла Буловинова 

 

Фото предоставлено Георгием Заозерским, портрет Валерия Ушакова-Ильи Золкина.

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники