В столице открылся международный фестиваль спектаклей для детей "Гаврош"
На высокой ноте и в присутствии высоких гостей - спецпредставителя Президента России, министра культуры Москвы и посла Германии в России - Михаила Швыдкого, Александра Кибовского и Рюдигера фон Фрича-Зеерхаузена, соответственно - сегодня открылся XII Фестиваль "Гаврош" в "Театриуме" на Серпуховке. Но главным человеком всё же оказался необычайно одухотворенный мальчик, который "зачинался и рос вместе с фестивалем", так сказала Народная актриса РФ, член попечительского совета, Ольга Дроздова о своем сыне Елисее; ему как раз 12-й год и он завсегдатай фестиваля. Организатор этого ежегодного форума Тереза Дурова, которую А.В.Кибовский назвал "локомотивом нового проекта города "Театр в школе и Школа в театре", даже предложила Елисею стать символом. Я знаю, что артистический юноша уже концертирующий пианист и, думаю, ему это по плечу - по росту он как раз вровень с фестом-одногодкой.
...На фоне того, что иногда неприятно включать телевизор от новостей, душевная обстановка и теплые слова наших немецких гостей были основаны на взаимопонимании, дружбе и любви - к театру, детям, культуре, истории обеих стран. За десять дней москвичам предстоит увидеть 11 постановок из 10 городов Германии; большинство из них привезены из Дюссельдорфа, города-побратима нашей столицы, куда ровно год назад приехала Марина Райкина, арт-директор фестиваля, и буквально окрылила театры для детей, признался директор одного из них. А Астрид Веге, руководитель региона Восточной Европы в Гете-институте, красочно обрисовала ту палитру, что представлена ее страной; это различные театральные жанры и направления для зрителей маленьких, юных и совсем больших. Немецкий театр, а это один из мировых лидеров жанра (в чем я убеждалась неоднократно за 25 лет), всегда отличал юмор и интерес к обыденной жизни.
Германия выступает на этой сцене не впервые и лично для меня важно, что у нас прочные отношения партнерства после двух кровопролитнейших войн ХХ столетия; что через культурный слой и театральные маски мы находим пути согласия и примирения. И именно Гаврош стал тем самым мостом, что соединяет страны и театры!
Валей Шмидт, режиссер спектакля "Оскар, или тайна исчезнувших детей" так непосредственно, так восторженно говорила о своих первых впечатлениях от нашего города, что хотелось зааплодировать ей еще до показа. "Москва грандиозна!!", повторяем и мы сами с середины июня...
Тереза Ганнибаловна несколько сместила акцент, назвав показываемое на подмостках своего театра не "детским", а "семейным театром" - "именно эмоциональная общая память родителей и детей дает возможность потом поговорить глаза в глаза. Эта публика обмана не терпит!" А Марина Райкина, которая, помимо сложнейшей и длительной организации таких турне, успевает писать книги и рецензии, быть домовым аж нескольких театров, следить за текущим репертуаром, на вопрос "Искусство лечит?", ответила - ДА, только это длительный процесс, который дает накопительный эффект. И он лучше таблеток.
Но показательнее всех речей и интервью стал для меня подсмотренный случай перед началом представления - увидев сидящего на руках у мамы малыша лет двух, арт-директор искренне и радостно бросилась его приветствовать "Это совсем не страшно!", вместо реприманда мамаше "Вы смотрели на возрастной ценз?" (6+).
Фестиваль открылся уникальным спектаклем "Механический балет" - о истории его создания рассказал директор театра Theatre Der Klange Йорг Удо Лензинг. Почти сто лет назад - в 1923 году русский художник Василий Кандинский преподавал у Курта Шмидта, который был тогда студентом и создал представление, показанное всего один раз!! О нем забыли настолько, что не сохранилось ни хореографии, ни музыки! И вот уже 86-летний художник в 1987 сделал с молодой командой «Театра звуков» реконструкцию. Представляете - мы сегодня были в двух рукопожатиях от нашего великого соотечественника!!!
В "супрематическом пазле" в живом сопровождении двух роялей, барабана и тромбона было задействовано 5 геометрических фигур-конструкторов вырвиглазных цветов, свойственных тому периоду абстракционизма первой трети 20-го века, - Ветряная мельница, Дух машин, Локомотив, Танцор Малыш и нечто безымянное чёрно-бело-серое, в котором по филигранной графической пластике я безошибочно "узнала" (кукловоды были полностью спрятаны за фигурами) гуттаперчивого, далеко не юного артиста - на разминке он делал стойку на руках!
И это только начало... Говорят, билетов давно нет, ну а вдруг?
Текст и фото Елены Посувалюк
Окультурить друзей: