Последняя не сыгранная роль Ии Саввиной

Опубликовано 28.09.2018 в разделе В театр! | Москва

 

 

 

24 сентября у дома номер 9 по Большому Власьевскому переулку, вблизи Арбата, на торжественное открытие памятной доски, посвященной народной артистке СССР Ие Сергеевне Саввиной (2.03.1936 – 27.08.2011), собрались известные деятели культуры и искусства, актеры, режиссеры, представители средств массовой информации, коллеги, близкие и друзья. В том числе: директор Центрального Дома актера имени А.А. Яблочкиной, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, художественный руководитель Московского художественного театра имени А.П. Чехова Сергей Женовач, в котором Ия Саввина служила с 1977 года, Игорь Ясулович. А также Юлия Рутберг, Ольга Яковлева, Вера Васильева, Сергей Юрский и Наталья Тенякова, Андрей Давыдов, Евгений Киндинов с женой Галиной, включая Анатолия Васильева, мужа Ии Саввиной. Чуть позже, чтобы отдать ей дань своего уважения и любви, пришла драматург, прозаик и поэтесса, сценарист и певица Людмила Петрушевская. 


- Людмила Стефановна, Вас сюда, с одной стороны, привел грустный повод. С другой стороны, радостный, потому что на доме, где жила Ия Саввина, открыли памятную доску, посвященную великолепной русской актрисе. Без преувеличения ее знали и любили многие. Тем более, что она оставила неизгладимый след в сердцах зрителей, сыграв в 1960 году главную роль в экранизированной чеховской «Дамы с собачкой» у режиссера  Иосифа Хейфица. А Вам посчастливилось общаться с ней и работать. Расскажите, пожалуйста, об этом 

 

  = Это было шесть лет тому назад, 29 сентября 2012 года, когда состоялась премьера спектакля «Он в Аргентине», поставленного по моей пьесе Дмитрием Брусникиным. В нем Ия Саввина должна была играть главную роль. Но за месяц до премьеры ее не стало. В то время, когда они с Димой Брусникиным репетировали целый год, он говорил мне, что они просто ухахатывались. Ия Сергеевна очень любила эту роль.  

 

До этого, в конце 80-х, она играла главную роль в спектакле по моей пьесе «Московский хор» (1984) во МХАТе у Олега Ефремова. Дело в том, что по замыслу Ефремова эту роль должна была играть Ангелина Иосифовна Степанова (1905-2000). Но у нее был жестяной голос парторга. И я несколько раз говорила Олегу Николаевичу, что это возможно не совсем то. Но в то время из учеников Станиславского оставалась только она и, пожалуй, Софья Пилявская (1911-2000). А Ефремов поддерживал и ценил старых актеров. Премьера прошла, была буря. Это была пьеса все-таки о следах 1937 года, о возвращении из ссылки. Плакали все, потому что в конце спектакля была сцена на вокзале, где старуха бросалась на колени перед своим сыном, который уезжал к другой жене: она просила его не бросать детей. И это проходило под финальную музыку последней Девятой симфонии Бетховена! Обнимитесь, миллионы! Все плакали и  аплодировали стоя по 15 минут.  

 

 

 

На втором спектакле Степанова упала и потеряла сознание, и больше она на сцену не выходила. И с одной репетиции Ефремов ввел в спектакль Ию Саввину. Это была большая удача для меня и для спектакля, который должен был жить. И все там совпадало. Какие там играли актрисы! Например, Татьяна Лаврова (Люба). Ей художница по костюмам, Леночка Афанасьева, добыла у графини Голицыной серенький пиджачок, сшитый из лагерного бушлата, с погончиками. И я с ними все время обсуждала костюм. Она была в сатиновых шароварах и в грубых ботинках, потому что обуви никакой не было. И на голове беретка, которая закрывала волосы. Она была седая. Спектакль шел с успехом девять лет. А потом началась перестройка, и люди перестали ходить в театр.  

 

Несколько дней назад я узнала, что режиссер Никита Кобелев будет ставить уже в конце сезона, в апреле, в театре имени Маяковского «Московский хор» с Евгенией Симоновой. Это, на мой взгляд, очень достойное  решение. И на многие годы вперед. 

 

Людмила Петрушевская и Юлия Рутберг

 

 

В Санкт-Петербургском Малом драматическом театре-Театре Европы  был прекрасно поставлен спектакль по этой пьесе Игорем Коняевым, который шел 12 лет с огромным успехом. Художественным руководителем постановки был Лев Додин. На главную роль пригласили народную артистку РСФСР Татьяну Щуко из театра «На Литейном», которая великолепно играла Лику. Но только потом моя любимая актриса потеряла память. А когда мы готовили какую-то выставку, и я перебирала старые афиши, то нашла афишу спектакля «Уроки музыки» театра «На Литейном». И там, где стояли имя и фамилия Татьяны Щуко, была ее надпись: «Я хочу с Вами встретиться еще раз». И, действительно, через 12 лет это произошло. Это как судьба; и как она играла! 

 

 Но сегодня мы говорим об игре Ии Сергеевны, ее мягкости и ее несчастливой судьбе. У нее было страстное желание до последнего дня своей жизни играть роль престарелой 150-летней губернской примадонны Дианы Евгеньевны в спектакле «Он в Аргентине». И вообще играть. Но не получилось. Потом эту роль сыграла Роза Хайруллина.  И теперь пьесу «Он в Аргентине» ставят везде, так же, как и «Московский хор». Так что, несмотря ни на что, я счастливая.  

 

 

 

                    Алла Буловинова 

 

                Фото Ильи Золкина 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники