Красота природы в шедевральных полотнах Куинджи.

Опубликовано 07.10.2018 в разделе Искусство | Москва

 

Третьяковская галерея продолжает радовать посетителей шедеврами русских художников. Настала пора москвичам и гостям столицы насладиться уникальными пейзажами, запечатленными в картинах, стоимость которых давно перевалила за миллионы.


Архип Иванович Куинджи (1842–1910) — один из самых ярких русских художников XIX столетия. Он совершил прорыв в художественных исканиях своего поколения живописцев, создал особый тип романтического пейзажа, основанного на реалистическом восприятии мира, но преображенного творческой индивидуальностью художника.  

 

Искусство Куинджи тесно связано с традициями передвижников. В своем творчестве он сплавил опыт предшествующего развития пейзажной живописи и со свойственной ему самобытностью трансформировал русский и европейский романтизм, достижения французских барбизонцев, открытия импрессионистов и совершенно новую для той эпохи декоративную театрализацию в станковых полотнах. В Третьяковской галерее выставка выдающегося пейзажиста в последний раз была организована в 1992 году. Об этом представителям СМИ  рассказали организаторы выставки (Куратор О.Д.  Атрощенко, Помощник куратора А.А. Ефимова, Дизайн экспозиции А. Стерлигова). 

 

В сегодняшней экспозиции, наряду с известными полотнами, можно увидеть многочисленные этюды и эскизы. Именно в процессе их создания живописец много экспериментировал, находясь в постоянных творческих поисках. Первое знакомство с подготовительными работами произошло на двух посмертных выставках, организованных Обществом Куинджи в 1913 году в Санкт-Петербурге и в 1914 году в Москве. Вторая встреча состоялась в 2007 году на выставке, устроенной Государственным Русским музеем на основе богатейшего материала, поступившего в 1930 году из Общества Куинджи.  

 

Нынешний проект представит значительно расширенную экспозицию из более чем 180 избранных произведений. В состав выставки включены, помимо полотен и работ из коллекции Третьяковской галереи и Русского музея, произведения из 19 крупнейших региональных собраний, а также музеев стран ближнего зарубежья — Азербайджана, Беларуси, и из одной частной коллекции. Журналисты и фотографы внимательно слушали о процессе создания полотен, о новых изысканиях художника и об организации самой выставки для посетителей. 

 

Выставка позволяет по-новому открыть личность Куинджи. Художник осознанно использовал в своем творчестве новейшие открытия физики и химии. Новаторство Куинджи связано не только с формальными сторонами живописи, но и с тем пониманием единства мира и человека, которое было особенно близко следующему поколению мастеров начала ХХ века. Смелость обращения Куинджи с цветами и краской, которая казалась его современникам дерзкой и часто оставалась необъяснимой, находит свое продолжение в творчестве его учеников, в том числе, Н. Рериха, А. Рылова, К. Богаевского, Ф. Рущица, Н.Крымова. Куинджи открыл богатые перспективы и для искусства будущего — символизма, экспрессионизма, примитивизма, фовизма.  

 

Представители СМИ очаровано обходили все залы выставки, любуясь красотами природы, запечатленной великим мастером. Организаторы позаботились о том, что бы посетитель смог воочию убедиться, как происходило создание шедевров. Одна из самых значимых работ художника «После дождя», представлена вместе  с этюдами и эскизами, которые висят здесь же. И внимательный любитель живописи наяву видит,  из чего все сложилось в непревзойденное полотно. Самую знаменитую картину «Ночь на Днепре» можно буквально в деталях рассмотреть, увеличив каждую в несколько раз. Картина «Ночь на Днепре» находится в темном зале. Это повторяет задумку самого художника, который устроил выставку одной картины, задрапировал окна и направил на картину мощную лампу. Все это производило настолько потрясающий эффект, что люди не верили, что луна может сама так светиться. Именно это можно посмотреть и на данной выставке. Луна действительно светиться, и в этом величие художника и его работы. 

 

 «Куинджи прибегал к тем обычным пигментам, которыми пользовались все художники. Эффект этой картины заключался главным образом от освещения ‒ луч падающего света, который отражается от светлых участков, причем написанных пастозно, выпукло, рельефно, он усиливал блеск», ‒ рассказала куратор выставки Ольга Атрощенко.   

 

«Днепр утром» ‒ последняя работа, которую современники увидели при жизни художника. Куинджи на волне огромного успеха закрылся в своей мастерской под Петербургской крышей, и больше свои работы почти никому не показывал.  За закрытыми дверями мастерской он пишет море и солнце, свет которого для него важнее деталей. Дымка, размытость и световые переливы ‒ так похожи на импрессионизм. Куинджи ‒ первый русский пейзажист-философ. Расположение работ на выставке как иллюстрация движения мысли художника: от земли, когда Куинджи писал лесные пейзажи, через огонь ‒ его яркие закаты и восходы, к небу, когда главной для него стала воздушная стихия. 

 

Считается, что работа «Облака» не закончена. Но куратор выставки Ольга Атрощенко говорит об обратном: так Куинджи стремился передать состояние полета. 

 

«Художник умышленно, на мой взгляд, не прописывает элементы переднего плана: деревья растущие, он их делает несколько смазанными», ‒ добавила куратор выставки. Он пишет пейзажи с видом на крыши, как будто учится летать. Эти эксперименты не похожи на то, что писали остальные. Свет картины увидели только после смерти их автора». 

 

Некоторые представители СМИ закончили ознакомление с шедевральными полотнами  после завершения обзорной экскурсии куратором выставки Ольгой Атрощенко, а многие остались побродить по залам Третьяковки и почувствовать  солнце, море и небо в  одиночестве. 

 

 

 

Сабадаш Владимир. 

 

Фото – автора. 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники