Марсель Бротарс в Музее «Гараж».
Суперсовременный, уникальный в своем роде, расположенный в любимом месте прогулок москвичей Парке Горького и обладающие славой самого гостеприимного культурного пространства столицы – Музей «Гараж» представил ретроспективу Марселя Бротарса.
На выставке «Марсель Бротарс. Поэзия и образы» москвичи и гости столицы знакомятся с такими знаковыми произведениями художника, как «Музей современного искусства, отдел орлов» и «Декоры». Всего же в Музее «Гараж» представлено более 80 работ художника. Путешествия по залам и этажам экспозиции погружаешься в концептуальный мир известного и уникального художника. Ассоциации и образы, которыми «угощает» посетителей автор - глубоки, ироничны, современны и иногда не понятны. Но на то оно и искусство, на то и авторский взгляд, чтобы переплетение в экспонатах заставляло задумываться и задавать вопросы.
К выставке бельгийского концептуалиста Марселя Бротарса сотрудники отдела инклюзивных программ Музея «Гараж» подготовили дидактические материалы. Эти материалы помогут разобраться в жанрах и форме произведений Марселя Бротарса — художника, который ставил под вопрос такие, казалось бы, очевидные понятия, как подпись художника, авторство, традиционные выставочные форматы, художественные движения и механизмы работы арт-институций.
Марсель Бротарс родился в Брюсселе в 1924 году. До сорока лет Марсель Бротарс был непризнанным поэтом, который зарабатывал журналистикой. Считается, что изобразительным искусством он занялся от отчаяния, и занимался им до самой смерти в 1976-м. Бротарс залил гипсом пятьдесят нераспроданных сборников своих стихов и показал первые скульптуры галеристу Эдуарду Туссэ, который тут же предложил выставить их на продажу. Практически сразу Бротарс стал востребованным художником. Как и первая, последующие работы Бротарса всегда были ироничны, за что получили ярлык каламбуров. Любимыми материалами для его сюрреалистичных объектов стали скорлупки яиц и створки мидий. Из них он сооружал вазы, наполнял ими кухонную мебель и посуду: черное — черным, белое — белым, объясняя, что «в них нет никакого содержания, кроме образа».
Имея за плечами более 20 лет журналистского и поэтического опыта, Бротарс стремился открыть новые «переходные области»: между образом и текстом, между собственно искусством и его институтами, между объектом и пространством. За время занятия современным искусством, он принял участие почти в сотне выставок, в том числе в documenta V в Касселе, куратором которой был Харальд Зееман. К 1968 году Бротарс завоевал известность в мире искусства и назначил себя директором музея — точнее, «Музея современного искусства, отдела орлов», проекта, задачу которого художник видел в том, чтобы «проверить, позволит ли воображаемый музей по-новому взглянуть на природу существования и механизмы функционирования художественных институций». Бротарс снял себя с этой должности в 1972 году, когда «Музей современного искусства» получил широкое признание как институция, что противоречило замыслу художника.
Стрелы его иронии часто были направлены на само современное искусство и музей как систему, которая его поддерживает. Одна из главных его работ, показанных на выставке, — «Музей современного искусства. Отдел орлов» высмеивает идею дидактичной закостенелой институции. В «музее» Бротарса выставлены всевозможные предметы с изображением орла, вечного символа власти: бутылки, стаканы, пробки, сигары, майки, — на каждом из которых красовалась табличка «Это не произведение искусства».
Инсталляции из серии с названием «Декор» были созданы в последние годы и направлены на критику колониализма. В одной из них пушки и пистолеты, расположенные среди пальм, становятся элементом украшения интерьера — реальное предназначение оружия здесь нивелировано его ролью музейного объекта.
Искусство Бротарса стало еще более востребовано после его смерти, оказавшись подходящей «оболочкой» для многочисленных интерпретаций. О Бротарсе писали самые выдающиеся критики — Беньямин Бухло, Розалинда Краусс, Томас Макэвилли. Его работы выставлялись на пяти выставках documenta и четырех Венецианских биеннале и теперь хранятся в лучших музеях мира — Тейт, МоМА, S.M.A.K. До конца осени работы художника можно посмотреть в Парке Горького.
В рамках первой в России ретроспективы Марселя Бротарса Музей «Гараж» проводит бесплатные экскурсии для посетителей с особенностями интеллектуального развития. И это далеко не последняя благотворительная инициатива руководства уникального музея. Буквально недавно на территории Музея «Гараж» прошла презентация портала «Особый взгляд», в разработке и продвижении которого руководство и сотрудники музея принимали активное и непосредственное участие.
Сабадаш Владимир.
Фото – автора.
Окультурить друзей: