"Князь" в театре "Ленком"
Я больной человек и жениться не могу! Новый спектакль Константина Богомолова.
Сквозь череду скандалов, (о снятии с роли князя Мышкина Александра Сирина не говорил только ленивый), Константин Богомолов все-таки выпустил свой второй по счету спектакль в театре «Ленком». На этот раз перед нами, как это говорится на афише, опыт прочтения романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот». Прочтения разумеется нестандартного, порой с уклонами в разные стороны, и местами уход из романа вообще, но все-таки какое не какое, а прочтение существует.
Не очень здоровый князь Мышкин (нездоровье всеми силами внешне пытается изобразить Богомолов, исполняющей теперь центральную роль), последний из рода князей Мышкиных, приезжает из Швейцарии, где проходил лечение в Москву. В Москве он встречается с представителем полиции Фердыщенко и рассказывает ему, чем намерен заняться в столице (впрочем, особых планов у него нет).
В попытке встретить какую-то ни было родню, Мышкин встречается с Генералом Епанчиным (Иван Агапов), а тот знакомит его со своей семьей –супругой Елизаветой Прокофьевной (Наталья Щукина), недавно усыновленной девочкой Настасьей Филипповной (Александра Виноградова) и дочерью Аглаей Ивановной (Елена Шанина). Надо сказать, что Елена Шанина, с особым интересом относящаяся к современному театру, наконец получила возможность сыграть роль в спектакле с современной режиссурой. Ну, а если учитывать, что премьеры у Елены Юрьевны вообще случаются крайне редко, то можно сказать, что актрисе выпала удача, и она ею воспользовалась.
Поначалу, не сильно отходя от фабулы романа, Богомолов постепенно добавляет в свой спектакль огромное количество различной отсебятины, не позволяющей сложить целостное впечатление о спектакле, как раз, как о прочтении конкретного романа «Идиот».
Девочка - Настасья Филипповна долгое время была на содержании у депутата Ашенбаха (Виктор Вержбицкий), но впоследствии было принято решение отдать ее генералу Епанчину. Ашенбах, если изволите знать, персонаж вообще не из Достоевского. Здесь Богомолова угораздило вспомнить о прекрасном романе Томаса Манна «Смерть в Венеции». Народный артист России Виктор Вержбицкий, ни с того ни с сего, выдает огромный монолог о последних днях жизни своего героя - депутата Ашенбаха, которые он проводит в Таиланде, где влюбляется в прекрасного, юного мальчика Тадзи (что Венеция, что Таиланд в сущности ведь одно и тоже - от перемены мест слагаемых, как известно, сумма не меняется). Вот только если честно, лучше очередной раз пересмотреть шедевральную ленту Лукино Висконти «Смерть в Венеции», чем прослушать длинный 15-минутный монолог героя Вержбицкого. Виктор Вержбицкий - прекрасный артист, но к сожалению почти все режиссеры, так или иначе эксплуатируют, что в кинематографе, что в театре, однажды найденный убедительный, яркий образ злодея, и разноплановых ролей актер почти не играет.
В данном спектакле у Вержбицкого два ярких выхода, два монолога. Второй монолог зрители, (а зрители в «Ленкоме» разные! В антракте даже довелось услышать вопрос от одного из зрителей, а что за артист, мол, играет князя Мышкина?) услышат в середине второго действа, и многие явно схватятся за голову, ибо это Вержбицкий (пусть и блистательно) изобразит мысли умирающих в хосписе маленьких детей. И вот в данном случае, кажется, что Богомолов вот-вот и перейдет, так называемую, этическую черту дозволенного и недозволенного. Впрочем, во многом реабилитирует себя (в данном случае перед вашим покорным слугой - рецензентом) Богомолов в одной из финальных сцен, когда Парфён Рогожин, в отменном исполнении (лучшая роль в спектакле) Александра Збруева прочитает монолог о человеке, ждущим исполнения смертной казни. В данной сцене очень правдиво сочетается мощнейшая школа русского психологического театра, с театром абсолютно современным и модернистким, коим являет себя Богомолов. Збруев же, как бы удивительно честно работает уже не совсем в новых для себя предлагаемых обстоятельствах (до этого все же был «Борис Годунов»). Но Збруев открыт и для эксперимента, и в то же время существует в лучших традициях актерской школы. И за это он достоин наград за конкретное исполнение этой роли, вероятно в номинации «Мужская роль второго плана» (впрочем, наградное время ещё впереди).
Подводя итог, спектакль все-таки хочется рекомендовать к просмотру, ибо при всей своей неровности, где-то недоделанности, в новой постановке Константина Богомолова «Князь», есть по истине шедевральные сцены, которыми любуешься, которые захватывают дыхание, и ты в очередной раз поражаешься таланту Богомолова, таланту режиссера, который порой может позволить себе лишнее, таланту режиссера, который порой излишне циничен и пессиместичен, при всем обилии иронии и юмора. Но таланту, как известно, многое простительно!
текст Ильи Золкина, фото А.Стернина (официальная группа театра "Ленком" в facebook)
Окультурить друзей: