Николай Иванов: «Я наигрался. Несыгранных ролей, в общем-то, у меня нет»
Народный артист России Николай Иванов многим хорошо знаком по роли Ивана Савельева в многосерийном телевизионном фильме режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Вечный зов», который был снят в 1973-1983 гг.
Так сложилось, что именитый артист уже 55 лет выходит на одну и ту же сцену одного из первых профессиональных театров для детей в России – Ленинградского театра юных зрителей, ныне носящим название Санкт-Петербургский государственный театр юных зрителей имени А.А. Брянцева (ТЮЗ). В 2012 году он стал лауреатом Российской национальной театральной премии «Арлекин» в номинации «За великое служение театру для детей». А недавно получил звание лауреата премии Номинационного совета Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» - 2018 «За уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга».
Так что не случайно мы решили встретиться с Николаем Николаевичем Ивановым, чтобы подробнее узнать о его творческой жизни в театре, в котором он сыграл более 80 ролей.
- Николай Николаевич, как проходило Ваше актерское становление?
= В 1960 году я поступил в драматическую студию при Ленинградском театре юных зрителей. Тогда ее возглавлял великий педагог и теоретик театра Леонид Макарьев. Вместе с театральным режиссером и педагогом, народным артистом СССР Александром Брянцевым он явился основоположником ТЮЗа на Моховой, в который я пришел в 1963 году. И с тех пор, ни разу не забирая трудовую книжку в отделе кадров, работаю в Театре юного зрителя имени А.А. Брянцева. Так что считайте сами, сколько получается.
- А не было соблазна уехать в Москву или перейти, например, в Большой драматический театр?
= Нет. Мои однокурсники, с которыми я пришел в театр, и молодые ребята, которые попали сюда из следующего набора студии, в том числе Георгий Тараторкин, всегда были обеспечены разнообразной работой. Мы дневали и ночевали здесь, сами придумывали спектакли и одновременно ставили замечательную классику. Кстати, когда мы встречались на театральных гостиных у Рудольфа Фурманова, то Георгий Георгиевич говорил: «Да, господа, сейчас уже понятно, что самое лучшее и самое творческое время было, когда мы работали в ТЮЗе». К тому же, он учился у легендарного художественного руководителя ленинградского ТЮЗа Зиновия Корогодского (1926-2004) и до 1974 года в театре играл ведущие роли в большинстве его спектаклей. Он сыграл Бориса в «Борисе Годунове» А.С. Пушкина, Петра Шмидта в пьесе «После казни прошу…» (автор Долгий Вольф), Гамлета в «Гамлете» У. Шекспира. Да и все остальные артисты были обеспечены работой. Поэтому мечтать о чем-то другом не хотелось. При этом мы были тесно связаны с московской театральной братией. Зиновий Яковлевич был хорошо знаком с Анатолием Эфросом, Олегом Ефремовым. И, когда мы бывали на гастролях в Москве, они приходили на наши спектакли, по окончании которых у нас проходили встречи с этими уникальными людьми. Поэтому наш театр был на уровне лучших театров страны.
- В чем феномен театра Корогодского, за счет чего он стал таким популярным?
= Прежде всего, наверно, потому, что время было такое, когда оказалось востребованным импровизационное, студийное, самосочиненное искусство. Потому что наши самосочиненные спектакли, такие, как «Открытый урок» и «Наш Цирк», да и тот же самый «Хоровод», были востребованы и жадно воспринимались зрителями. В них было много аллюзий и разных намеков, но в меру интеллигентности… (смеется) И уже потом был самосочиненный спектакль, хорошо воспринимаемый зрителем, «Месс Менд». Эта пьеса, написанная Владимиром Меньшовым по роману-сказке Мариэтты Шагинян «Месс Менд, или Янки в Петрограде», хотя имела драматическую основу, но все, что было в спектакле, было придумано нами самими. Это был авторский спектакль.
- Вы в свое время были одним из членов жюри «Золотого Софита».
= Да, был один год.
- Расскажите, пожалуйста, о положении вещей в целом в театральной палитре города Санкт-Петербурга. Много ли спектаклей за последнее время Вы видели, которые произвели на Вас сильное впечатление?
= По правде, я редко хожу по театрам. И больше увлекаюсь оперными театрами, где мне интересна музыкальная драматургия. Но в основном смотрю дипломные спектакли на ежегодном Международном молодежном театральном фестивале "Апарт", который в этом году уже в десятый раз проходит в Санкт-Петербурге. В нем участвуют все театральные учебные заведения Санкт-Петербурга, а также студенты из Москвы и зарубежных стран. На нем мы отсматриваем 20-25 спектаклей молодых будущих профессиональных артистов. Это безумно интересно.
- Вы сейчас где-то преподаете?
= Нет, сейчас нигде не преподаю. Работающему артисту преподавать трудно, поскольку с ребятами нужно быть постоянно. Я чувствую неловкость от того, что, когда выпускается спектакль, я порой исчезаю на месяц, оставляя их на других педагогов. Ведь, если ты руководишь курсом, то нужно отдавать студентам как можно больше времени.
- Скажите, пожалуйста, какое главное качество Корогодского, за которое ему так благодарны его ученики, включая Георгия Тараторкина?
= В нем было мощное отцовское, педагогическое начало: он следил за каждым артистом. Не было спектакля, чтобы он его не подглядел из зрительного зала. Хотя бы на пять-десять минут, он выходил в зал и смотрел спектакли свои и других режиссеров. При этом он давал артистам совершенно противоположные роли. Например, Георгий Тараторкин играл не только, например, Алексея Пешкова и Гамлета, Артура Морлендера в "Месс-Менд" или Бориса Годунова, но и характерные роли. Например, одного из трех Раков в оперетте «Тараканище» по пьесе Корнея Чуковского.
- Вы по-прежнему активно заняты в репертуаре театра. У Вас около десяти спектаклей сейчас?
= Пожалуй, больше. В этом месяце их у меня около 10-12. А вообще бывает больше или меньше.
Николай Иванов с премией им.А.Толубеева, полученную "За легендарный творческий путь ,блистательное воплощение принципов актерской школы З.Я.Корогодского и большую общественную работу"
- А простои были в Вашей творческой биографии?
= Никогда. Практически ежегодно я играю новую роль в премьерном спектакле. В этом году, в мае, сыграл в «Зимней сказке» Уильяма Шекспира роль старого пастуха, названного отца Утраты, дочери короля Сицилии Леонта в постановке Уланбека Баялиева.
- А с какой роли начинали в театре?
= Первая моя роль была Иван в «Коньке-Горбунке» Петра Ершова. Именно этим спектаклем в постановке Александра Брянцева в феврале 1922 года открылся ТЮЗ. В 2016 году состоялось возобновление седьмой по счету версии "Конька-Горбунка", поставленной старейшим актером ТЮЗа Владимировом Тодоровым, где я играю роль Сказочника.
- Когда Вы снимались в кино, чувствовали за плечами школу Корогодского?
= Я был не студентом, я практическим учеником Корогодского. Моим педагогом был народный артист РСФСР, профессор Леонид Макарьев. Да и кино все-таки несколько другая тема, потому что в кино, где находишься в ледяной воде по колено, на острых камнях, на тебе лежит Ада Роговцева, и ты переносишь ее через бурную, почти горную речку, то там, в «Вечном зове», играть ничего невозможно, там было все естественно. Но то, что касается театрального опыта, он, конечно же, никуда не девается. Но когда ты в кадре, ты вообще вырубаешь все, и только думаешь о том, что происходит с тобой и твоим партнером.
- А какая роль, из тех, что Вы играли, имела значение в Вашей личной жизни?
= Думаю, что роль Ивана в «Коньке-горбунке», потому что я играл ее в течение 20 лет. Последний раз сыграл, когда мне исполнилось 50 лет. А к своему юбилею просто потребовал, чтобы мне поставили этот спектакль, чтобы я смог сыграть снова эту роль. Персонаж Ивана-дурака, в общем-то, это моя природа. (смеется).
- Может быть, есть какая-то не сыгранная роль, о которой Вы мечтаете?
= Так, чтобы я мечтал о какой-то роли, не могу сказать. Таких нет. Я наигрался. Несыгранных ролей у меня, в общем-то, нет.
P.S Когда артист счастлив в своей творческой судьбе, это самое главное. Это значит, что все не зря…
Алла Буловинова и Илья Золкин
Фото Ильи Золкина
Окультурить друзей: