Театральные разговоры о Боге, любви, счастье, одиночестве и войне.

Опубликовано 01.12.2018 в разделе В театр! | Москва

 

Самое интересное в театре (для журналистов) – это то, что происходит после пресс-показов. Разговоры о спектакле «Брюсов переулок»  Андрея Максимова, автора пьесы и режиссера-постановщика, по времени длилось, чуть ли не столько - же,  сколько шло само действо. Вот уж где представители прессы получили истинное удовольствие и массу информации для своих публикаций.


Первым, как и полагается, слово взял автор. 

 

«С тех пор как стало известно, что я ставлю в театре Вахтангова пьесу по мотивам произведений Валерия Брюсова, меня начали спрашивать: «Ну, почему именно Брюсов, ныне почти забытый, ну, что в нем такого-эдакого современного? Мы – люди – забавные создания. Нам искренно кажется, что самые главные поступки в своей жизни мы совершаем, ориентируясь на разум. На самом же деле, своим чувствам мы доверяем гораздо больше. Что такое любовь? Чувство. Разве можно объяснить, почему ты любишь эту даму или ту? Что такое призвание? Это желание делать то или иное дело. А желание – это тоже чувство. На самом деле, чувства гораздо сильнее разума. И гораздо реже обманывают нас, что важно. 

 

Все эти слова о любви к Брюсову ничего не объясняют, как ничего не объясняют никакие слова о любви. В его прозе есть необъяснимая тайна и необъяснимая же притягательность. Философ-фантазер… Такое в мировой литературе встречается не часто. 

 

Мы пытались соответствовать. Нам хотелось, чтобы, разгадывая детективный сюжет, погружаясь в мелодраматические коллизии наших героев, зритель, в конце концов, задумался о себе, о своей жизни, о том, например, какой безнадежно печальной может быть жизнь, если в ней нет Бога. Эпиграф спектакля – слова Достоевского «Без Бога… все позволено». 

 

Я люблю творчество Валерия Брюсова. Причем, прозу больше, чем стихи. Я люблю его странность и таинственность. Невероятное сочетание детективного сюжета (наша история начинается с убийства), мелодрамы (одну женщину любят двое мужчин, а тут еще влюбляется третий) и глубокого, философского отношения к жизни…Мы пытались соответствовать. Нам хотелось, чтобы, разгадывая детективный сюжет, погружаясь в мелодраматические коллизии наших героев, зритель, в конце концов, задумался о себе, о своей жизни, о том, например, какой безнадежно печальной может быть жизнь, если в ней нет Бога. Эпиграф спектакля – слова Достоевского «Без Бога… все позволено». 

 

Я благодарен руководителю театра Римасу Владимировичу Туминасу, который, прочитав первый вариант пьесы, не указал мне на дверь, а стал думать, как пьесу улучшить. Его короткие, и всегда очень корректные замечания были принципиально важны для нас, и, надеюсь, принципиально улучшили драматургический материал.  Я благодарен директору театра Кириллу Игоревичу Кроку и всей фантастической команде театра имени Вахтангова, которые создают для режиссера практически идеальные условия работы.  Мой низкий поклон людям, которые поверили в эту идею, и пошли со мной. В первую очередь, конечно, спасибо артистам.  Я считаю, что зритель приходит в театральный зал, чтобы увидеть актеров, создающих новых интересных людей, которых интересно разгадывать. Ольга Тумайкина, Витайлис Семеновс, Игорь Карташов, Екатерина Крамзина, Юрий Поляк – вы лучшие! Удивительный мир спектакля создал поразительный Максим Обрезков. Спектакль – музыкальный, герои танцуют, поют, и для меня огромная честь, что музыку к постановке написал один из лучших современных композиторов Фаустас Латенас. Татьяна Докукина известна как создательница лучших балов в Москве, и для меня радость, что она создала очень непростую пластику этого спектакля. Все вместе мы пытались выразить нашу, невыразимую словами, любовь к Валерию Брюсову. Любовь, ее отсутствие и ее имитация – наверное, в творчестве Брюсова это главная тема. Тема, которая не может устареть никогда», - эмоционально и емко высказался на встрече с журналистами Андрей Максимов. 

 

 

А дальше настала очередь вопросов и ответов. Актеры были откровенны, эмоциональны и добры к моим коллегам. Все участники спектакля приняли активное участие в обсуждении  вечных тем жизни каждого человека. То, что удалось услышать и записать. 

 

- Авторский спектакль - гардероб ролей. 

 

- Главное, никто не боится войны. 

 

- В России спорить с правосудием глупо. 

 

- Мы создали людей, которых нет,  в мире, которого нет. 

 

- Те люди, которые придуманы, другими не могут быть. 

 

- Непонятая душа женщины. Ни один мужчина не понимает, когда женщина права или неправа. 

 

- Главное людское предназначение – любить друг друга. 

 

- Мы все утратили способность просить прощения. Стесняемся принять любовь как дар. Людям нравиться разрушать. 

 

- Люди любят играть в игры. Человек перестает быть ценностью. 


 

- Театра любовных действий. Выбираем объект для игры и не спрашиваем. Нелюбви очень много. 

 

- Задача мужчины восторгаться женщиной. 

 

- В сдержанности есть содержание. 

 

- Живем эмоциональными волнами. Взаимно обмениваемся опытами. 

 

- Герои не смогли договориться о свободе и уважении.  

 

- Свобода – это главное, только в свободе можно говорить о любви. Требовать ее нелепо. Готов ли ты платить за свободу? 

 

- Никто не хочет слышать друг друга. Хотят слышать только себя. 

 

- Существует страх, которого мы стыдимся, а есть «десертный» страх. Если одиночество сложилось комфортно, то никто и не нужен. 

 

- Либо влюблен, либо свободен. 

 

- Сумбур в чувствах, когда над людьми нависает война. 

 

- Я стал меньше верить в любовь, я стал верить в то, что люди могут договориться. Мне кажется, что любви нет. 

 

Такими словами автор и постановщик пьесы Андрей Максимов заканчивает общение с представителями СМИ, которые аплодисментами награждают весь творческий коллектив спектакля и расходятся, чтобы прочувствовать и понять постановку. И лишь после этого написать материалы, репортажи и рецензии. 

 

 

 

 

 

 

 

Сабадаш Владимир. 

 

Фотокорреспондент в театре Вахтангова – Голиков Владимир. 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники