Илья Золкин: «Большой актер из любой роли сделает шедевр, конфетку»
С народным артистом России Борисом Плотниковым мы встретились в стенах Государственного института театрального искусства (ГИТИСа) по окончании его занятий со студентами 3 курса по мастерству актера. Уловив момент, нам удалось пообщаться с ним и узнать, как он работает со студентами, которые, по их признанию, любят его и уважают, как человека и педагога курса.
Театральный обозреватель сайта «Культура двух столиц» Илья Золкин с удовольствием рассказывает об артисте Московского художественного театра имени А.П. Чехова Борисе Плотникове, основных этапах его творчества и, конечно, о том, как он получил широкую известность, снявшись в фильме Ларисы Шепитько «Восхождение».
- Когда Борис Григорьевич в 1976 году дебютировал в фильме «Восхождение», он был артистом Свердловского, ныне Екатеринбургского ТЮЗа. Именно Лариса Шепитько, увидев в картотеке удивительное лицо, заинтересовалась им и назначила на центральную роль в фильме, который она снимала по повести Василия Быкова «Сотников». Это столь сложный материал, что не каждому артисту, даже молодому, практически без опыта, удалось бы сыграть такого героя, как Сотников. Особенно, как это получилось у Плотникова. Бывают такие умные артисты с глубоким взглядом на жизнь и с глубоким вхождением в образ. Наверно, это связано с уважением к профессии, которое у Бориса Плотникова было всегда.
При этом он родился таким серьезным человеком, что испытывает трепет к актерской профессии, вызывая тем самым большое уважение к себе, как к артисту, не избалованному главными ролями ни в театре, ни в кино. Ему много приходилось играть эпизодов и ролей второго плана, хотя они всегда были заметными и запоминающимися. Можно вспомнить, например, как он прекрасно исполнил совсем незначительную роль Базиля, учителя музыки, в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе Пьера де Бомарше, выпущенному в 2005 году режиссером Константином Богомоловым. Спектакль шел в репертуаре Театра-студии Олега Табакова, но его регулярно показывали на сцене Московского художественного театра имени А.П. Чехова. И когда однажды после спектакля я поблагодарил Бориса Григорьевича за эту работу, он сказал: «Ну, как вы могли меня заметить? Меня там так мало». Но дело в том, что игру настоящего артиста нельзя не заметить. Это подтверждает одна мысль: «не бывает маленьких ролей, бывает маленький актер». В общем, большой актер из любой роли сделает шедевр, конфетку.
- А как складывалась творческая жизнь Бориса Григорьевича?
= Борис Григорьевич Плотников, после приобретенного успеха в «Восхождении», почти десять лет, начиная с 1978 года, работал на сцене Московского академического театра сатиры. В это время, кстати, он снялся в одной из главных ролей в картине Владимира Мотыля «Лес» (1980) по мотивам одноименной пьесы российского драматурга А.Н. Островского. Но, будучи запрещенной к показу, она свет и зрителя своего сразу не увидела, потому что на несколько лет легла на полку. В отличие от первых успешных работ Мотыля - «Белое солнце пустыни» (1969) и «Звезда пленительного счастья (1975), у этой ленты случилась иная судьба. Зато Плотников сыграл в ней хорошую роль Несчастливцева, а его партнершей по фильму была великая Людмила Целиковская, выступившая в роли Гурмыжской. Правда, в то время она мало играла центральные роли на легендарной сцене театра имени Евгения Вахтангова. Да и вообще она больше прославилась как киноактриса, так как нельзя сказать, что ее судьба в театре складывалась успешнее, чем в кино. Тем не менее, Владимир Мотыль смог подарить ей, наверно, последнюю значительную роль в ее жизни.
В 1984 году на свет божий вышел замечательный телевизионный фильм «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад» тоже Владимира Мотыля. В него вошло несколько киноновелл по мотивам произведений А. П. Чехова, в том числе: «Жилец», «Из воспоминаний идеалиста», «Пари», «Неосторожность», «На мельнице», «Сапожник и нечистая сила». Картина не очень известна широкому кругу зрителей, но ее можно отметить потому, что у Бориса Григорьевича там была одна из главных ролей. К тому же получается, что Плотников оказался одним из любимых артистов режиссера Мотыля, которого он снимал в своих фильмах.
Вторая, по-настоящему звездная роль в кино, пришла к артисту в 1988 году, когда режиссер Владимир Бортко приступил к экранизации романа Михаила Булгакова «Собачье сердце» и пригласил Плотникова сыграть одного из главных персонажей – доктора Борменталя. Эта работа принесла артисту невероятную славу. Фильм по праву занял место в «золотом фонде» советского кинематографа и остается одной из наиболее любимых и часто просматриваемых картин.
В это же время, в 1988 году, Плотников вошел в труппу Центрального академического театра Советской Армии (ныне Российской Армии - ЦАТРА), где на протяжении более десяти лет он сыграл ряд интересных и значительных ролей. При этом в 1997 году он выступил в спектакле «Камера Обскура» по роману Владимира Набокова в Московском театре-студии под руководством О. Табакова, где стал регулярно появляться в небольших ролях. А в 2002 году, когда во главе Московского художественного театра имени А.П. Чехова стоял Олег Павлович Табаков, который всегда питал какие-то нежные чувства к Плотникову, Борис Григорьевич вошел в труппу этого театра. Правда, он продолжал доигрывать репертуар в ЦАТРА, в том числе в спектакле Ж.-Б. Мольера «Скупой» в постановке режиссера Бориса Морозова, где он великолепно сыграл роль Гарпагона, в которой проявился его яркий комедийный талант. Этот спектакль, начиная с 2001 года, выдержав невероятное количество показов, не сходил с подмостков большой сцены театра 17 лет. Но в какой-то момент Плотников все-таки покинул труппу ЦАТРА.
- А как сложилась творческая жизнь Плотникова в МХТ имени А.П. Чехова?
= Надо сказать, что у Плотникова одной из самых интересных ролей в последние годы в Московском художественном театре была роль Гейзенберга в спектакле «Копенгаген» по пьесе Майкла Фрейна в постановке Миндаугаса Карбаускиса. Миндаугас, которого Олег Павлович Табаков на эту постановку взял сразу после его окончания ГИТИСа, родил зрителям невероятной красоты спектакль и прекрасный актерский ансамбль. Там было всего три артиста: Олег Павлович Табаков в роли Нильса Бора, Борис Григорьевич в роли Вернера Гейзенберга и Ольга Барнет, тоже замечательная, характерная, удивительная актриса, которой всегда наилучшим образом давались роли эксцентричных героинь, хотя в ее репертуаре были и лирические героини. Она – дочь кинорежиссера Бориса Барнета, оставившего заметный след в истории советского кинематографа.
Так вот, Борис Плотников сегодня является одним из ведущих мастеров сцены Московского художественного театра. Конечно, он, практически, не играет главных ролей, но надо понимать, что он маститый артист, мэтр, поэтому любое его появление на сцене сопровождается аплодисментами зрителей. Сегодня он активно работает не только в лоне МХТ и Театре-студии Олега Табакова, где играет роль военного доктора Ивана Чебутыкина в спектакле «Три сестры» А.П. Чехова, а также роль Ивана Брагина в спектакле «Жена», поставленному Михаилом Станкевичем по малоизвестному чеховскому рассказу. Теперь он, будучи профессором, преподает еще в ставшим для него родным ГИТИСе, который не заканчивал, но где является руководителем мастерской на кафедре мастерства актера актерского факультета.
Надо сказать, что Борис Григорьевич – мастер на все руки. Он удивительный педагог, тонкий человек и умный артист, редкий на сегодняшний день. Потому что он соединяет в себе многие качества настоящего артиста: ему подвластны, практически, все жанры, что самое главное.
Материал подготовила Алла Буловинова
Фото Ильи Золкина
Постскриптум: Вот что о своем педагоге Борисе Плотникове по окончании занятий по мастерству актера сказала студентка 3 курса Анастасия Щербакова:
- Сейчас мы ставим спектакль по пьесе Карло Гольдони «Новая квартира». В данный момент у нас идет процесс репетиций первого акта, который мы собираемся показывать в декабре. Это наша первая масштабная работа. И она уже сложнее того, что мы делали раньше: какие-то отрывки и этюды. Сейчас стало сложнее и по линии героев, потому что надо видеть, слышать и понимать, что радом с тобой находятся партнеры, что к каждому из них у тебя определенное отношение. В этом плане Борис Григорьевич нам очень много дает, много проводит с нами времени и много тратит своих душевных сил на то, чтобы мы стали настоящими актерами. Несмотря на его большую занятость в театре и на съемках, он всегда приезжает к нам, и всегда полон энергии. У нас может даже не быть ее, а у него она всегда есть, и он заражает нас ею. Поэтому я очень рада, что нахожусь именно на его курсе. Я также рада тому, что он поверил в меня и взял меня.
- Вы были на спектаклях с его участием?
= Да, была на «Дъяволе», спектакле по одноименной повести Льва Толстого; на «Женитьбе» по Николаю Гоголя, на «Трех сестрах» Антона Чехова. Вообще я очень люблю ходить в театр смотреть на наших педагогов, потому что это показательно. Узнаешь лучше то, какие они с нами в жизни и какие на сцене. Появляется необычное ощущение. После этого хочется творить и стать такими же талантливыми, как они. И в конце концов понимаешь, к чему надо стремиться в жизни.
- В чем заключаются занятия по мастерству актера?
= Мы собираемся разными составами участников спектакля и проходим все по сценам. Сегодня наше занятие длилось четыре с половиной часа. А иногда репетиции длятся аж по девять часов … И это замечательно!
Окультурить друзей: